Налоговая система России

Финансовая информация » Налоговая система России

Основными задачами государственной политики России официально провозглашены создание рыночной экономики и ускорение экономического роста. В какой-то степени они решаются - распределение товаров и услуг происходит на основе свободных обменных сделок, рост валового внутреннего продукта страны в последние годы близок к поставленным задачам.

Вместе с тем страна довольно медленно продвигается в сторону создания конкурентоспособного на мировом рынке производственного потенциала - весь рост фактически сводится к наращиванию объемов добычи и вывоза сырья, а также оборотов, связанных с ввозом готовой продукции из-за рубежа. И такой результат в значительной степени обусловливается особенностями применяемой системы налогообложения, включающей в себя и действующие налоги, и порядок налогового администрирования.

Отметим только некоторые недостатки действующей системы налогов:

- налог на доходы физических лиц отнюдь не содействует смягчению неравенства в распределении доходов и фактически превратился в косвенный налог на заработную плату (который через включение его в издержки производства вызывает непосредственный инфляционный эффект);

- налог на прибыль и налог на имущество организаций серьезно тормозят рост в реальном производственном секторе;

- налог на добавленную стоимость «штрафует» ввоз новой техники и современных технологий, необходимых для обновления производственного потенциала страны и в то же время неоправданно поощряет экспортеров необработанного природного продукта.

Следует подчеркнуть, что негативный социально-экономический (включая и фискальный) эффект от применения указанных видов налогов в России связан не только с их природой, сколько с изменившимися в стране общественными условиями. Все эти налоги устанавливались и вводились в действие в условиях промышленного капитализма, когда движение денег примерно уравновешивалось движением материальных ценностей. В современных же условиях финансового капитализма, когда объем финансовых оборотов в десятки-сотни раз превышает оборот реальных товаров, когда основная масса доходов формируется в сфере услуг, финансовых операций, в сфере оборота фиктивного капитала, традиционные виды налогов оказываются непригодными для «улавливания» значительной, а иногда даже и большей части доходов, реализуемых в обществе. Об этом свидетельствует и резкий рост доли среди новых миллиардеров представителей финансовых кругов, виртуального бизнеса, торговли, а в России - еще и сырьевых монополистов.

За относительно небольшой период российская налоговая система неоднократно претерпевала серьезные изменения. На самой первой ступени своего развития она включала в себя 43 вида налогов. К середине девяностых годов, когда региональным и местным органам были предоставлены практически неограниченные налоговые полномочия, в Российской Федерации насчитывалось более ста видов налогов. После отмены региональных и местных привилегий в стране начала формироваться цивилизованная налоговая система. Данный процесс продолжается несколько лет, практически с принятия части первой Налогового кодекса РФ. За этот период принимались, вступали в действие новые налоги и сборы, отменялись старые, а зачастую и недавно принятые. К настоящему времени российская налоговая система насчитывает 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога, а также 4 специальных налоговых режима. На основе этого нередко делаются заявления, в том числе и отдельными руководителями органов исполнительной власти о том, что к настоящему времени формирование российской налоговой системы практически завершено. Несмотря на некоторую спорность подобных утверждений, все же необходимо признать, что после многочисленных экспериментов, допущенных и исправленных ошибок, неоднократных изменений в принятые главы Налогового кодекса в настоящее время имеется существенная основа для завершения формирования налоговой системы страны. Осталось, казалось бы, сделать небольшие шаги, и страна будет иметь постоянную, четко оформленную и научно обоснованную налоговую систему. Но это все кажется на первый взгляд. Думается, что до формирования такой системы мы еще достаточно далеки.

В частности, до сих пор не принята последняя (если исходить из положений статей 13-15 части первой Налогового кодекса) глава Кодекса, посвященная налогу на имущество физических лиц. И связано это не с какими-то техническими проблемами. Сложность состоит в том, что до сих пор отсутствует четкое понимание того, каким образом определять рыночную стоимость имущества физических лиц. Но после принятия этой последней главы предстоит вносить изменения в налоговую систему страны в связи с необходимостью замены трех налогов (земельного, на имущество юридических и физических лиц) единым налогом на недвижимость. А это, как убедил проводящийся более десяти лет без видимых серьезных результатов эксперимент в г. Твери и В. Новгороде, дело не простое.

Но не это самое главное. До настоящего времени, несмотря на то, что с момента начала формирования российской налоговой системы прошло около 16 лет, не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. Речь в данном случае идет даже не о многочисленных проблемах исчисления и уплаты конкретных видов налогов. Их действительно накопилось настолько много, что поправки в принятые главы Налогового кодекса принимаются ежегодно в огромных количествах, отдельные главы Кодекса, не успев как следует «поработать», тут же переписываются практически заново. Но в данном случае речь идет о другом - о «наполнении» российской налоговой системы. К настоящему времени нет полной ясности о том, что должно входить в российскую налоговую систему. Мало того, в экономической науке и практике не сложилось четкою понимания того, что же можно считать налогом. Между тем, экономически правильное определение понятия налога имеет существенное значение, поскольку точное уяснение содержания категории «налог» способствует обоснованному и единообразному применению норм законодательства, определяющих право частной собственности налогоплательщика. Кроме того, понятие налога должно быть одной из отправных точек при разработке законов, регулирующих порядок установления и взимания как налоговых, так и неналоговых платежей. Четкое понимание термина «налог» позволяет праводопустимо ограничить объем полномочий и компетенцию как налогоплательщиков, так и контролирующих органов.

Другое по теме:

Результаты налоговых проверок бюджетных организаций
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) (далее – НК) содержит нормы, регулирующие порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговом органе. Так, бюджетные организации представляют заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту их нахождения не позднее десяти рабочих дней ...

Технико-экономические и финансовые показатели предприятия
Всего за 2012 год получена выручка от продаж в размере 129 124 тыс. рублей, в том числе по работам, находящимся в незавершенном производстве – 75 560,2 тыс.руб. В 2012 году Обществом завершено 19 проектных работ на общую сумму 53 563,8 тыс.руб., из них по направлениям: - теплоэнергетика – 5 работ о ...

Социально-экономическая сущность бюджетной политики
Выполнение органами государственной власти своих функций и реализация задач, стоящих перед обществом и государством, непосредственно зависит от наличия денежных ресурсов, сконцентрированных в федеральном бюджете. В процессе мобилизации ресурсов в бюджет и использования денежных средств из бюджета в ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru