Необходимость анализа экономической сущности малого предпринимательства обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики; во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности.
Структура экономики по определению предполагает сосуществование предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производственных единиц характеризует понятие «мелкое производство». Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются обособленность, специализация на каком-либо виде деятельности и реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.[1]
Различают четыре группы устойчивых черт (критериев) малого предприятия, обусловленных:
- характером производственного процесса;
- спецификой системы управления и руководства;
- состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);
- особенностями внешних воздействий.
К первой группе относятся:
1) ограниченность (незначительные размеры) применяемых средств производства и технологических процессов;
2) небольшая номенклатура выпускаемых изделий, то есть узкая специализация; упрощенность системы сбыта.
Вторая группа включает:
1) единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
2) особое значение руководителя в жизни предприятия, его непосредственное воздействие практически на все функциональные области;
3) компактность управленческого аппарата и многофункциональность менеджеров;
4) отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
5) быстроту принятия решений.
Третья группа объединяет такие черты, как:
1) особый характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия;
2) гибкость, восприимчивость к нововведениям;
3) небольшой объем используемых оборотных средств;
4) низкая капитализация;
5) высокая оборачиваемость капитала;
6)существенное влияние на кадровую политику, принятие решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.
Четвертую группу образуют следующие характеристики:
1) локальность ресурсных и сбытовых рынков;
2) неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
3) положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;
4) чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры рынка, политической обстановки, изменениям законодательства;
5) ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капитала;
6) большая степень зависимости от системы поддержки предпринимательства.
Таким образом, малые предприятия образуют особый сектор экономики, характеризуемый мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие — наиболее мобильная хозяйствующая единица, не требующая громоздких управленческих систем. Между руководителем и работником нет посредников, то есть сам руководитель должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управленцем производства и сбыта) и при этом выполнять функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство — особый вид предпринимательской деятельности.[4]
Как уже было сказано, малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. Вместе с тем они в силу объективно менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, характеризуются меньшей устойчивостью, а значит, нуждаются в государственной поддержке. Поэтому перед государством стоит задача определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Основным показателем для государства стало число работающих.
Другое по теме:
Предложения по совершенствованию налоговой системы
Можно выделить следующие основные предложения по совершенствованию налоговой системы РФ: · Снижение общей налоговой нагрузки. Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже ...
Цели, задачи и направления формирования финансовой
политики
Основная цель создания предприятия — обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения опти ...
Особенности налогообложения доходов нерезидентов
СТАВКИ НДФЛ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ - НЕРЕЗИДЕНТОВ В соответствии с п.3 ст.224 НК РФ, для физических лиц – нерезидентов, налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, за следующим исключением предусмотренных этой же статьей Налогового кодекса, а именно: 1. Доходы в виде дивидендо ...