Проблемы развития малого бизнеса в России

Финансовая информация » Малый бизнес и его роль в экономике » Проблемы развития малого бизнеса в России

Страница 1

В странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), - везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.

Число основного и самого крупного сегмента малого бизнеса – торговли и ремонта бытовых изделий сократился на 2,6 тыс. предприятий, как и большинство других секторов малого бизнеса. Рост числа предприятий малого бизнеса в 1-м квартале 2012 года был в основном за счет 8 тысяч новых предприятий в сфере недвижимости и услуг с ней связанных и 3,5 тысяч новых предприятий ЖКХ, которые, по мнению эксперта, скорей всего были созданы формальным дроблением существующих предприятий для оптимизации налогообложения.

В последние десятилетия малое предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае - более 60%, в России – 6,5% [18].

По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%, а в России – 12%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.

Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие малого бизнеса в экспорте продукции ведущих стран.

В условиях рынка малые предприятия испытывают серьезные трудности, характерные для малого бизнеса во всех странах, но в России значительно усугубившиеся в условиях переходного периода. Экономическая нестабильность, кризисное состояние производственных отраслей, неразвитость инфраструктуры, давление со стороны более крупных конкурентов (в том числе иностранных), усложненные процедуры регистрации и лицензирования, кризис неплатежей и недобросовестное поведение предприятий-потребителей, отсутствие внутренних стимулов для долгосрочных инвестиций и развития технологий в условиях инфляции, ограничения спроса, неравноправное положение на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов, недостаток управленческих навыков, криминализация экономики - все эти факторы оказывали и оказывают по настоящее время негативное воздействие на развитие малого предпринимательства в России.

Теперь взглянем на коэффициент рождаемости и смертности малых предприятий к 2012 году (рис. 1), причем оценивать, как это сделали статисты Национального института системных исследований проблем предпринимательства на 100 тыс. человек населения при том, что население у нас сокращается, не совсем верно.

http://b2bzona.org/wp-content/uploads/2012/07/small_business_1.png

Рисунок 1. Коэффициент рождаемости и смертности малых предприятий к 2012 году.

Итак, по сведениям Росстата за 1-й квартал 2012 года коэффициент рождаемости малых предприятий (кол-во новых предприятий на 1 тыс. существующих) – 22,3, что на 0,6 предприятий меньше, чем в 2011 году. А коэффициент смертности малых предприятий (кол-во официально закрытых на 1 тыс. существующих) – 21,4, что на 5,1 предприятий больше, чем в 2011 году. Как видно из графика рождаемости и смертности предприятий малого бизнеса (2012 год сделан на основе 1-го квартала), скоро для малого бизнеса настанет критический момент, когда закрываться будет больше предприятий, чем открываться.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Автоматизация управления денежными средствами
Теоретические основы планирования движения денежных средств (ДДС) в контексте системы бюджетирования хорошо известны. Но каким образом осуществлять процесс управления денежными средствами (УДС)? В чем сложность? Зачастую на предприятии сложно держать под контролем более сотни платежей в день, даже ...

Ссудный капитал
Субъектами предложения капитала являются домашние хозяйства, физические лица которые предлагают заемные средства размещая последние на депозиты, инвестиционные институты ПИФы, НПФ, а так же Государство в лице уполномоченных структур Центральный банк, Фонд поддержки предпринимательства, т.е. денежны ...

Факторы, влияющие на выручку от реализации продукции
Размер выручки от реализации продукции зависит: ü от количества, ассортимента и качества продукции, которая подлежит реализации; ü уровня реализационных цен. Объем (количество) реализованной продукции прямо влияет на величину выручки, а само количество реализованной продукции зависит от о ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru