Основные проблемы в функционировании финансовой системы РФ

Финансовая информация » Финансовая система России » Основные проблемы в функционировании финансовой системы РФ

Страница 1

Экономический рост, благоприятная экономическая конъюнктура на протяжении ряда лет и вместе с тем неудовлетворенность сегодняшней моделью экономического роста, понимание зависимости развития российской экономики от мировой финансовой системы – все это остро ставит вопрос о стратегических перспективах российской экономики и финансовой системы России.

На современном этапе финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы частных предприятий.

Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет - основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

В современной России существует ряд проблем, связанных с формированием бюджета страны. Рассмотрим их.

Инфляция. Как известно, прогнозы по инфляции, скорректированные под влиянием мирового кризиса, не будут пересмотрены в связи с корректировкой бюджета на 2009 год. Депутаты остановились на предложенной правительством цифре – 8,5%. Однако уже сегодня она выглядит утопичной, учитывая ситуацию, сложившуюся с ростом цен в текущем году. Напомним, что изначально в бюджет 2008 года закладывалась цифра 7%. Но цены росли так быстро, что правительству и ЦБ не оставалось ничего другого, кроме как изменить прогноз до 10,5– 11,8%. К середине октября инфляция покорила и этот рубеж, поэтому теперь Минфин скорректировал годовой прогноз до 13% [17].

Между тем повлиять на инфляцию может углубление кризиса и его распространение на сферу производства и торговли. В этом случае начнется спад доходов населения и заметное снижение платежеспособного спроса. Тогда инфляция действительно может начать снижаться. Однако с другой стороны, стимулирующее воздействие на рост цен может оказать уже начавшаяся девальвация рубля. Ее следствием станет удорожание импортных товаров – как инвестиционных, так и потребительских, а также ряда услуг типа отдыха за границей. Как бы то ни было, на сегодняшний день никто из экономистов не верит в достижимость параметра 8,5% инфляции по итогам 2009 года. Независимые эксперты не сомневаются, что меньше 14% мы не увидим [9].

Политика в области бюджетных доходов и расходов. В новом трехлетнем бюджете Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты. Так, доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета должна возрасти с 52,6% в 2008 году до 63,9% в 2011 году, а по отношению к ВВП - с 11,2% до 12,1%. В то же время, снижение доли нефтегазовых доходов планируется до 36,1% в суммарных доходах и до 6,9% ВВП [1].

Однако, как показывает практика исполнения бюджета, такие темпы роста ненефтегазовых доходов может оказаться трудновыполнимым. Так, при принятии федерального бюджета на 2008 год утвержденная доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составляла 35,9 %, а в настоящее время этот показатель на конец года прогнозируется на уровне 50 % [1].

Объем расходов в законе предусмотрено увеличить в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 4,3 трлн. рублей, или на 61,2% в 2011 году.

Законом предусматривается увеличение непроцентных расходов в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 1,96 трлн. рублей, в 2010 году - на 1 259,7 млрд. рублей, в 2011 году - на 923,2 млрд. рублей.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество агропромышленное предприятие «ППО - Калачеевское» создано 09.08.1929 года на базе существовавшего мясокомбината «Калачеевский». Полное фирменное наименование предприятия: Сельскохозяйственное предприятие «Племенное птицеводческое общество «Калачеевское». Место нахожден ...

Анализ ликвидности и финансовой устойчивости предприятия
Анализом ликвидности фирмы, прежде всего, интересуются лица, предоставляющие коммерческие кредиты. Так как коммерческие кредиты краткосрочны, то лучше всего способность фирмы оплатить эти обязательства может быть оценена именно посредством анализа ликвидности. Ликвидность означает способность ценно ...

Структура налоговой системы
Анализ налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя и в разных сочетаниях. Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются: - виды налогов, законодательно принятые в государстве ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru