Контроль в системе налогового администрирования, формы налогового контроля

Финансовая информация » Администрирование крупнейших налогоплательщиков » Контроль в системе налогового администрирования, формы налогового контроля

Страница 1

Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу соблюдения и исполнения требований законодательства в области исчисления и уплаты налогов и сборов.

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль.

Основная цель налогового контроля – противодействие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Схема организации налогового контроля

На рисунке изображены меры эффективности налогового контроля. Которые отражают все стадии проведения контроля

Можно выделить следующие основные формы налогового контроля: – контроль за своевременным поступлением платежей

– камеральные налоговые проверки выездные налоговые проверки

– реализация материалов налоговых проверок

– контроль за реализацией материалов проверок и уплатой финансовых санкций и административных штрафов и др.

Теперь рассмотрим наиболее распространенные формы налогового контроля, а именно камеральные и выездные проверки.

С принятием Налогового кодекса Российской Федерации впервые на уровне закона регламентирован порядок проведения налоговых проверок. С одной стороны, это является гарантией прав налогоплательщика при проведении проверки, а с другой – облегчает работу должностных лиц налоговых органов, так как им предоставлен ряд дополнительных возможностей и полномочий, которыми они ранее не располагали.

Из статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговые органы могут проводить контроль не только в форме налоговых проверок, указанных выше, но и в форме: получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учёта и отчётности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода(прибыли) и др.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

– уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;

– полнотой учёта налогоплательщиков и объектов налогообложения;

– снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действие субъектов налогового контроля.

В качестве субъектов налогового контроля выступает Федеральная налоговая служба РФ и её территориальные органы.

Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов

В настоящее время большое внимание уделяется камеральным проверкам налоговой отчетности. Согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддающейся автоматизации. Данным видом налогового контроля, как правило, охватываются 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20–25% налогоплательщиков.

Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, а во-вторых, основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

В соответствии со ст. 88 НК РФ в процессе проведения камеральной проверки налоговый инспектор может истребовать у налогоплательщика любые дополнительные документы и сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, получить показания свидетелей, назначить встречные проверки, экспертизу и т.д.

Совершенствования системы налогового контроля это прежде всего переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Проблемы и предложения по совершенствованию налогообложения нерезидентов НДФЛ в России
В Российской Федерации правовой режим налогообложения нерезидентов: основывается на положениях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также нормах международных соглашений России по налоговым вопросам; представляет собой дифференцированную систему правил взимания налогов в зави ...

Риски, связанные с покупательной способностью денег
Любая рисковая операция в случае нежелательного исхода имеет свои отрицательные последствия. По своим последствиям риски подразделяются на риски прекращения деятельности (например, вследствие банкротства, неплатежеспособности и т.д.) и вариационный риск, вызванный изменчивостью доходности по ценным ...

Составление проекта бюджета
Составление проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год имеет легально-целевую установку определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соот ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru