Основные понятия валютного контроля

Финансовая информация » Регулирование валютного курса в Республике Беларусь » Основные понятия валютного контроля

Страница 1

С научной точки зрения, государственный валютный контроль - это система мер, принимаемая Правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.

Валютный контроль в Республике Беларусь определяется требованиями специального валютного законодательства.

С теоретической точки зрения, нормативно-правовые акты по валютному контролю выглядят почти безупречно, во всяком случае, на первый взгляд. Но на практике адаптация норм данных актов банками происходит непросто, поэтому зачастую требуется разъяснение тех или иных положений актов законодательства по валютному контролю.

Иногда бывает сложно увязать в единую логическую взаимосвязь отдельные нормы различных документов валютного, гражданского, правового и других законодательств, особенно когда времени для принятия банком какого-либо решения, устраивающего как клиента, так и банк, являющийся агентом валютного контроля, крайне мало. В данной ситуации требуется мобилизация потенциала как валютных подразделений, так и юридических служб банка.

Одним из вариантов решения данной проблемы является обращение к вышестоящему органу - Национальному банку.

Периодически в своей работе банки сталкиваются с некоторыми проблемами таможенно-банковского контроля внешнеторговых операций. Например, внешнеторговым договором предусмотрено прекращение обязательств по договору одновременно с окончанием срока его действия, но клиент представляет в банк дополнительное соглашение к договору, в котором оговорено продление срока его действия.

Внешнеторговые сделки могут содержать самые разнообразные условия их исполнения, и в каждом отдельном случае необходимо индивидуализировать контроль осуществления таких сделок. Например, резидент заключил внешнеторговый импортный договор с нерезидентом на условиях 100-процентной предоплаты. Денежные средства были перечислены, однако нерезидент не выполнил своих обязательств по поставке товаров, но при этом предложил направить причитающиеся средства на оплату сырья и материалов для собственного производства, поступивших резиденту по договору с другим нерезидентом. Перед банком встает вопрос: исполнять или не исполнять платежные инструкции клиента в соответствии с данным порядком расчетов?

При этом вновь возникает необходимость обратиться к первоисточникам. Согласно Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 (ред. от 23.07.2012) «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), осуществляются только со счетов импортеров, за исключением случаев, когда платежи осуществляются со счетов нерезидентов Республики Беларусь либо если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком.

На первый взгляд, в данном случае платеж резидента по договору со вторым нерезидентом может быть осуществлен со счета нерезидента - должника по первому договору. При этом будет выполнено требование Указа№ 178 в отношении неденежной формы прекращения обязательств, поскольку резиденту поступили сырье и материалы для собственного производства. Это произойдет тогда, когда резидент заключит с первым нерезидентом дополнительное соглашение к договору, основным условием которого будет изменение формы прекращения обязательств с денежной на товарную (товаром в данном случае будет выступать сырье и материалы для собственного производства), а со вторым нерезидентом - договор уступки требования.

В этом случае уместно обратиться прежде всего к гражданскому законодательству. В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Национальный банк, принимая во внимание тот факт, что в данном случае изменение условий договора произошло не по воле договаривающихся сторон, а по обстоятельствам, не зависящим от них, и учитывая содержание ст. 54 ГК, полагает целесообразным при проведении либо получении платежей по внешнеторговым операциям включить в перечень документов, необходимых для валютного контроля, документ произвольной формы (уведомление, соглашение), свидетельствующий об изменении банковских реквизитов, произошедшем в результате реорганизации обслуживающего банка.

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что законодательство не может быть настолько идеальным, чтобы исключить любые вопросы по его применению. Поэтому необходим комплексный и системный подход к рассмотрению того или иного вопроса или проблемы, возникающей в процессе исполнения требований законодательства. На практике это означает, что при решении встающих перед сотрудниками банков вопросов нужно комбинировать методы их решения - от привлечения представителей различных структур банка до непосредственных консультаций и письменных запросов в Национальный банк, который, в свою очередь, при необходимости может рассмотреть эти запросы, прибегнув к консультациям других органов валютного регулирования и валютного контроля.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Обязательный характер налога
Взимание налога строится на основе общеобязательности и императивности. Обязательность и императивность налога проявляются в двух аспектах. Во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного лица, обязанного его уплачивать. По этой причине, например, С.Г. Пепеляев, как и многие другие уч ...

Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в РК
Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой. Особое внимание современных экономистов чаще всего уделяется изучению и обобщению соответствующего опыта развивающихся стран, где многообразие индивидуальных подо ...

Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг
В целом, можно выделить три блока направлений налоговой политики: 1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности. 2. Меры, принимаемые в отношении отдельных налогов. 3. Налоговое администрирование[30]. По стимулированию инновационной деятельности предусматривается: · снижение до 2015 г, а д ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru