Понятие налогового права Российской Федерации

Финансовая информация » Система налогов и сборов в России » Понятие налогового права Российской Федерации

Страница 2

Необходимо выделить четвертую группу источников налогового права. В нее входят нормативные акты Федеральной налоговой службы (Министерства РФ по налогам и сборам) и отдельные нормативные акты Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, а в соответствующих случаях — Федеральной таможенной службы или с ее участием. Указанные акты федеральных органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах при их многообразии и различиях должны соответствовать положениям, установленным Налоговым кодексом РФ. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены правила, которые применяются при определении несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах положениям Налогового кодекса РФ или при определении несоответствия между собой актов, имеющих разную юридическую силу. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому Кодексу РФ или акту более высокой юридической силы при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:[7]

· издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

· отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов внебюджетных фондов, установленные НК РФ;

· изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

· запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

· запрещает действия налоговых органов и их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

· разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

· изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

· изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они им используются;

· иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных в Налоговом Кодексе. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.[8] Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. С другой стороны установлено правило, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей имеют обратную силу. При этом необходимо иметь в виду, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Реализуя конституционные нормы, Налоговый кодекс РФ установил, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.[9]

Налоговый кодекс также установил основные принципы налогового законодательства РФ:[10]

Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Порядок исчисления и уплаты налога
Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц регулируется Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собст ...

Понятие и сущность заемного капитала предприятия
Заемные средства представляют собой правовые и хозяйственные обязательства предприятия перед третьими лицами. Величина заемных средств характеризует возможные будущие изъятия средств предприятия, связанные с ранее принятыми обязательствами. К основным видам обязательств предприятия относятся: - дол ...

Определение потребности предприятия в оборотном капитале
Потребность предприятия в оборотном капитале является объектом планирования. Определение потребности предприятия в финансовых ресурсах для создания конкретных видов запасов определяется и устанавливается путем нормирования оборотных средств. По степени планирования оборотные средства подразделяются ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru