Направления финансовой политики

Финансовая информация » Финансовая политика » Направления финансовой политики

Страница 2

Современная макроэкономическая теория исходит из того, что бюджетная политика как направление финансовой деятельности оказывает серьезное воздействие на изменения объемов производства, занятости и цен. Как направление деятельности государства и элемент экономической политики она регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные и муниципальные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решение социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Идеи влияния бюджетной политики на экономическую активность достаточно обоснованно разработаны Дж.М. Кейнсом. Он предложил активно использовать государственный механизм для смягчения колебаний деловой активности и обосновал систему дефицитного бюджетного финансирования в условиях циклического или структурного дефицита государственного бюджета.

В западных экономических теориях политика бюджетного дефицитного (профицитного) финансирования рассматривается преимущественно в аспекте проблем экономического роста и обеспечения полной занятости. В российской бюджетной политике проблемы бюджетного дефицитного (профицитного) финансирования сегодня также предусматривают ту же тенденцию.

1. Происходит изменение концепции государственного регулирования финансов, включающее создание сбалансированного бюджета (проекты бюджетов на 2009 и 2010 гг.), т.е. профицитный (дефицитный) бюджет уходит из практики бюджетной политики. Решаются задачи создания и поддержки института частно-государственного партнерства, имеющего значительный резонансный эффект в инфраструктурных отраслях экономики. Реализуются национальные проекты, а также федеральные, региональные и ведомственные целевые программы.

2. Модифицируются механизмы реализации бюджетной политики, государство осуществляет расширение собственного присутствия в экономике, ведущее к стимулированию бизнеса.

В теории государственных финансов выделяется два вида бюджетной политики:

1)стимулирующая;

2)сдерживающая (фискальная рестрикция).

Ø Стимулирующая бюджетно-налоговая политика

имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.

Ø Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция)

ограничивает циклический подъем экономики путем ограничения бюджетных расходов (снижения бюджетного дефицита или сведения его к нулю), увеличения налогов или комбинирования этих мер. В краткосрочной перспективе такой тип бюджетно-налоговой политики позволяет снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе, особенно при минимизации государственных инвестиций, сдерживающая бюджетно-налоговая политика в сочетании с жесткой денежно-кредитной и неэффективным управлением экономикой со стороны государства создает предпосылки для разрушения экономического потенциала национальной экономики.

Часто в финансах термины "бюджетная" и "налоговая политика" объединяются, и рассматривается единая бюджетно-налоговая политика (fiscal policy, англ.). Бюджетно-налоговая политика оперирует государственными расходами и налогообложением и является частью "управления совокупным спросом". Она относится к виду политики, которая выступает как непосредственный метод стимулирования или замедления темпов развития экономики.

Таким образом, бюджетно-налоговая политика - использование государственных расходов и налогообложения для стабилизации экономики. Сокращение государственных расходов ведет к непосредственному уменьшению спроса на товары и услуги, а повышение налоговых ставок изымает часть дохода у потребителей, что приводит к быстрому сокращению потребления и в итоге - к сокращению темпов Экономического роста. Одновременно следует отметить, что выработка и проведение бюджетно-налоговой политики - медленный и сложный процесс, так как она является результатом значительного количества компромиссов между законодательной, исполнительной властью и институтом президентства. Законы о вопросах налогообложения и государственных расходов должны быть рассмотрены в Государственной Думе, что требует дополнительных политических консультаций. После принятия Государственной Думой их утверждает Совет Федерации, а затем Президент, и в данном случае необходимо еще большее количество консультаций.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Состояние доходов и расходов домашних хозяйств
В России традиционно роль натуральных доходов по некоторым видам продуктов, в частности по картофелю, овощам, фруктам и ягодам, была и остается высокой. Низкий уровень денежных доходов в частном и государственном секторах экономики подчеркивается тем фактом, что значительная часть занятых в них одн ...

Понятие и классификация инвестиционных рисков
Инвестиционная деятельность во всех формах и видах сопряжена с риском. Инвестиционный риск - это вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в ситуации неопределенности условий инвестирования. Инвестиционные риски классифицируют по следующим признакам: По сферам проявления инвестицио ...

Пути снижения инфляции в РФ
Инфляция напрямую связана с нарушением денежного обращения. Существует ряд школ и направлений экономико-правовой мысли, причем каждая по-своему объясняет сущность и происхождение инфляции, ее негативную и позитивную роль в экономическом развитии. При этом все сходятся в одном: главный смысл регулир ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru