Пути решения проблем денежно-кредитной политики

Финансовая информация » Денежно-кредитная политика Украины » Пути решения проблем денежно-кредитной политики

Страница 1

денежный кредитный политика регуляторный

Какой же должна быть независимость и ответственность центрального банка, чтобы обеспечить максимальное служение интересам граждан? Что об этом говорит мировая практика? Какие законодательные и другие новшества нужны в нашей стране, чтобы обеспечить соответствие национальной денежно-кредитной политики лучшим мировым стандартам?

Поиском ответов на эти вопросы еще в 2005 году занялся Аналитический центр, работавший под эгидой Программы развития ООН в Украине. Результаты исследований были обобщены в декабре того же года в аналитическом отчете «Независимость, подотчетность и прозрачность центрального банка: случай Украины». Также эксперты подготовили рекомендации по изменению действующей редакции Закона «О Национальном банке Украины».

В своем исследовании эксперты указывают, что существенные изменения в работе центральных банков (ЦБ) в последнее время наблюдаются во всем мире .

Во-первых, растет независимость ЦБ по принятию решений в сфере денежно-кредитной политики. Только в 90-х годах прошлого века 34 государства (22 среди которых — члены OЭCР) инициировали законодательные изменения, направленные на усиление оперативной независимости своих Центробанков.

Как теоретические исследования, так и международный опыт свидетельствуют, что страны с более независимым Центробанком, как правило, добиваются лучших результатов экономической политики. При этом более низкий уровень инфляции достигается с меньшими потерями для экономического роста и занятости. В то же время, чтобы процесс принятия решений в сфере денежно-кредитной политики был демократичным, такая независимость должна подкрепляться четким и эффективным механизмом подотчетности ЦБ. Цели и политика Центробанка должны быть четко определены законодательно, а его деятельность — быть прозрачной для общественности.

Преимущества независимого центрального банка (НЦБ). Основной аргумент в пользу более независимого центрального банка состоит в том, что для поддержания долгосрочных темпов экономического роста необходимо обеспечение ценовой стабильности. При этом независимый центральный банк имеет меньше стимулов для генерирования инфляции, чем правительство. Независимость ЦБ также увеличивает возможности для предотвращения эффекта «фискального доминирования монетарной политики» (когда за счет более высокой инфляции увеличивается платежеспособность правительства), что возлагает на правительство большую фискальную ответственность.

Целесообразность расширения независимости центрального банка подтверждается результатами ряда исследований.

Во-первых, существует негативная корреляция (обратная зависимость) между НЦБ и инфляцией на долгосрочных промежутках времени. Т.е. низкие уровни инфляции с большей долей вероятности будут наблюдаться в странах с независимым центральным банком, чем в странах, где ЦБ является объектом жесткого контроля со стороны государства.

Во-вторых, существует негативная корреляция между НЦБ и уровнем бюджетного дефицита (в % ВВП) в долгосрочной перспективе. Т.е. страны с независимым ЦБ имеют, как правило, меньший уровень бюджетного дефицита.

В-третьих, не наблюдается корреляции между независимым статусом ЦБ и динамикой экономического роста. Иными словами, производство и занятость в средней и долгосрочной перспективе не сокращаются в результате предоставления большей независимости ЦБ.

Основные доводы против наделения ЦБ большей автономией основаны скорее на политических, нежели на экономических аргументах. Один из них — тезис о недемократичности наделения группы служащих, которые не являются прямыми народными избранниками, исключительным правом принятия решений относительно величины процентной ставки, обменного курса, вопросов регулирования финансовой системы и т.д. В этой связи необходимо различать понятие «независимость» и «подотчетность» ЦБ. Даже центральные банки, имеющие наиболее независимый статус, являются в той или иной форме подотчетными перед законодательной ветвью власти, которая, в свою очередь, имеет право изменять законодательство, регулирующее деятельность ЦБ.

Другой аргумент «против» состоит в том, что независимый центральный банк будет препятствовать эффективной координации фискальной и монетарной политики. На самом же деле НЦБ, основной задачей которого является контроль над инфляцией, будет способствовать достижению фискальной стабильности и экономического роста в долгосрочной перспективе.

Какая независимость необходима?

В общем виде, независимость ЦБ можно определить как его законодательно закрепленную институциональную способность осуществлять монетарную политику независимо от директив, инструкций и других форм вмешательства со стороны правительства, отраслевых лобби и других групп интересов.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Сущность валютного рынка и его характеристика
На определенном историческом этапе рост международных хозяйственных связей с неизбежностью привело к повышению роли валютно-финансовой сферы в мировом масштабе. Процесс международного движения товаров, услуг, капитала, производственное и научно-техническое сотрудничество, миграция рабочей силы, раз ...

Пути совершенствования налога на имущество организаций
налог имущество ставка организация Налоговая политика всегда была оперативным инструментом государства для регулирования экономики и проведения социальной политики. Прошлый год не был исключением в части налогового законотворчества – было продолжено совершенствование и развитие налоговой системы Ро ...

Механизм реализации финансовой политики развития
Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового м ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru