Пути решения проблем денежно-кредитной политики

Финансовая информация » Денежно-кредитная политика Украины » Пути решения проблем денежно-кредитной политики

Страница 2

Понятие институциональной независимости ЦБ включает две основные категории — целевой и инструментальной независимости.

Целевая независимость предоставляет ЦБ право самостоятельно определять собственную цель (-и). Установка единственной цели или, как минимум, четкое определение главной цели политики создает лучшие предпосылки для обеспечения отчетности ЦБ о ее результатах.

Инструментальная независимость заключается в возможности ЦБ использовать полный спектр инструментов монетарной политики без ограничений со стороны органов государственной власти.

Вопрос, должен ли быть ЦБ наделен полной независимостью, непосредственно связан с проблемой обеспечения его подотчетности и прозрачности. Очевидно, что подотчетность достигается труднее, когда ЦБ самостоятельно выбирает (и изменяет) собственные задачи и невозможность достижения одной цели (например, ценовой стабильности) может оправдывать большую приоритетность другой, (например, связанной с обменным курсом, платежным балансом, занятостью, стабильностью финансового сектора).

Поэтому ЦБ не должен иметь права самостоятельно выбирать собственные цели относительно проведения политики. В то же время цель, установленная извне, должна быть подкреплена его полной инструментальной независимостью.

Подотчетность, прозрачность и коммуникации. В демократическом обществе подотчетность является естественным дополнением независимости центрального банка. Она означает, что ЦБ несет ответственность за достижение поставленных перед ним целей. Речь идет, прежде всего, о подотчетности перед широкой общественностью и, во-вторых, подотчетности перед демократически узаконенными институтами, как правило, перед парламентом, а в определенных случаях (например, когда установлены конкретные цели политики) — и перед правительством.

Обеспечение прозрачности означает открытость процесса принятия внутренних решений, разъяснение того, как с помощью различных инструментов монетарной политики ЦБ выполняет свои задачи. Прозрачность требует четкой формулировки стратегии монетарной политики и своевременной публикации всех статистических данных и прогнозов, на которых ЦБ основывает свои решения.

Прозрачность и стратегия эффективной коммуникации имеют решающее значение для формирования ожиданий финансового сообщества относительно политического курса ЦБ, а также инфляционных ожиданий общественности. Лишь путем успешного воздействия на ожидания и применения соответствующих мер центральный банк может укрепить доверие к себе и поддержать свою реальную независимость.

Является ли независимым Национальный банк Украины? Проанализировав сложившиеся в нашей стране реалии, эксперты пришли к выводу, что положение дел с осуществлением денежно-кредитной политики в Украине еще далеко от лучших мировых аналогов.

Основные проблемы законодательного обеспечения независимости НБУ (формальная независимость):

— стабильность цен не является однозначно первичной целью Национального банка Украины;

— должность председателя НБУ не выглядит достаточно защищенной законодательно, как это должно быть в контексте предоставления ему иммунитета против политического давления;

— роль правления четко не урегулирована в действующем законе;

— не исключается возможность прямого влияния политических органов власти (посредством членов Совета НБУ);

— финансовая независимость НБУ ставится под угрозу неудовлетворительным порядком распределения его прибыли;

— текущее распределение полномочий между Советом и правлением НБУ относительно того, кто ведет экономические исследования, является неблагоприятным для (инструментальной) независимости и доверия к центральному банку.

Практика и условия проведения денежно-кредитной политики содержат следующие основные недостатки:

— в настоящее время отсутствует доказанный факт существования политических конфликтов, которые были бы известны общественности и которые были бы выиграны НБУ. Однако репутация «консервативного центрального банка», преданного целям поддержания ценовой стабильности, создается только с помощью такого опыта;

— НБУ в прошлом не достиг успеха в разработке последовательной рабочей стратегии денежно-кредитной политики, например, относительно планирования и управления некоторыми монетарными агрегатами, или непосредственного таргетирования инфляции, что позволило бы общественности — когда намерения должным образом до нее донесены — составить представление, отвечают ли фактические решения НБУ заявленным целям его политики;

— отсутствие достаточно емкого рынка государственных ценных бумаг с длительным сроком погашения жестко ограничивает фактическую независимость центрального банка в выборе соответствующих инструментов;

— на практике применяются менее жесткие ограничения кредитования правительства, чем предусмотрено законом;

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Мировой опыт создания внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих их ресурсов другим финансовым звеньям. Дорожный фонда США, созданный за счет специальных нал ...

Методика планирования, анализа и управления оборотным капиталом в торговле
Основная часть оборотного капитала в торговле идет на пополнение товарных запасов. Таким образом, товарные запасы, выраженные в денежном эквиваленте, представляют собой оборотные средства торговли. Товарные запасы, которые вовлекаются в сферу товарного обращения, проходят в ней немалый и нередко сл ...

Понятие и сущность местного бюджета
С 1 января 2006 года на территории России начали реализовываться положения Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Органы местного самоуправления должны составлять местные бюджеты, формируемые на ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru