Основные направления бюджетной политики на современном этапе

Финансовая информация » Анализ бюджетной политики Российской Федерации » Основные направления бюджетной политики на современном этапе

Страница 1

Государственной бюджетной политикой РФ является система использования бюджетных отношений, принципов и функций для достижения поставленных социально-экономических целей.

Она включает стратегию и тактику формирования и регулирования бюджетных отношений.

Бюджетная стратегия - это набор методов, с помощью которых бюджетные отношения, принципы и функции бюджетов можно реализовать в ходе осуществления бюджетного процесса на практике.

Стратегия, как правило, рассчитана на обоснование перспективных, длительных (от нескольких до 10-15 и более лет) направлений бюджетной политики, исходя из долговременных задач развития экономики.

Она предполагает разработку системы долгосрочных мер мобилизации бюджетных ресурсов в целях успешного достижения перспективных целей. Бюджетная тактика - это система конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджета в целом или его отдельных частей.

Она используется для решения поставленных задач в достаточно короткие сроки.

Тактика развития и совершенствования бюджетных отношений предполагает разработку мер по повышению эффективности бюджетов, их устройства с учетом особенностей существующих условий развития экономики и сложившегося бюджетного федерализма. Большое значение в реализации тактических мер имеет создание эффективного бюджетного устройства и механизма его функционирования.

Последний призван обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономического развития.

В основе бюджетной политики лежит ряд принципов:

· бюджетная политика является органической частью общей;

· экономической политики государства;

· предполагает сбалансированность экономики;

· обеспечивает стимулирующую роль бюджетных средств, их активное воздействие на развитие производства;

· носит плановый и социальный характер.

Основными направлениями современной бюджетной политики государства является проведение бюджетной реформы, которая предусматривает:

1) формирование бюджетной системы на основе равноправия и самостоятельности всех звеньев бюджетной системы;

2) упрочение системы межбюджетных отношений;

3) укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов;

4) государственная поддержка экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований;

5) повышение эффективности использования средств направляемых на социальные нужды.

Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, Центробанка РФ, контрольно-счетной палаты РФ и субъектов РФ.

Концепция бюджетной политики разрабатывается одновременно с проектом прогноза социально-экономической политики государства, содержит основные задачи бюджета на очередной финансовый год.

Объявляется ежегодно в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ.

В условиях рынка бюджетной политики - главный рычаг определения основных направлений экономии, воздействия государства на общественное производство.

Анализ состояния бюджетной системы в течение ряда последних лет свидетельствует, что в числе первоочередных проблем, которые необходимо разрешить, стоять следующие:

сбалансировать бюджеты всех уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;

оптимизировать структуры статей доходов и расходов всех уровней бюджетной системы;

обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;

усовершенствовать налоговую систему как основной источник доходов бюджетов всех уровней;

повысить эффективность (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований;

перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;

усовершенствовать законодательную базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;

оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.

Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования.

Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи.

При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетная политика во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга
Сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов образует государственный долг , который принято подразделять на внешний и внутренний. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Внутренний долг– это долг государства своему населению ...

Значение, задачи и показатели оценки финансового состояния предприятия
Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. Финансы предприятия - система денежных отношений, связанная с формированием основного и оборотного капитала, фондов денежных средств, их распределением и использованием ...

Различные стратегии управления государственным долгом. Проблема выбора оптимальной стратегии
Традиционно проблему оптимального управления государственным долгом рассматривают главным образом в рамках двух типов моделей: равновесной модели динамического налогообложения, предусматривающей максимизацию функции благосостояния репрезентативного потребителя и модели с непосредственной минимизаци ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru