Финансовая политика: цели, ресурсы, значение и содержание на современном этапе

Финансовая информация » Реализация финансовой политики в субъекте РФ » Финансовая политика: цели, ресурсы, значение и содержание на современном этапе

Страница 1

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти, возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику.

Финансовая политика государства, как часть (подсистема) экономической политики государства, представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики[1].

В этом определении принципиально важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики - инструментов и финансовых институтов государственной власти. Это единство проявляется в том, что любой финансовый инструмент приводится в действие, «живет» в финансовой жизни страны лишь при условии, если его технология практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Министерство финансов, Министерство экономического и социального развития, Федеральная комиссия по валютному контролю и т.д.).

Важной компонентой приведенного определения является положение, что финансовая политика – это органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента - будь то бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т.д. - существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

- выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

- разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу[2].

Целью финансовой политики субъекта РФ на современном этапе является увеличение бюджетной обеспеченности его жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в данном регионе. При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия социальных нормативов. Особое значение имеет взаимосвязь данных нормативов на уровне отдельных территорий и на федеральном уровне. С одной стороны, централизованно их невозможно определить. Потому что не могут быть одинаковыми стандарты в Краснодарском крае и в Мурманской области, где продолжительность зимнего отопительного сезона и, следовательно, затраты на теплоснабжение на душу населения, будут отличаться в несколько раз. С другой стороны, разработка социальных нормативов исключительно на уровне регионов приведет неизбежно к их значительной дифференциации. Кроме того, субъекты РФ являющиеся донорами, могут установить такие большие значения показателей уровня жизни, что, обеспечивая их реализацию, не останется средств для перечисления в федеральный бюджет[3].

Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Осуществление финансовой политики субъектом РФ предполагает наличие нескольких ее составляющих:

- обеспечение достаточной доходной части бюджета или проведение в рамках своей компетенции разумной налоговой политики;

- рациональной использование полученных доходов или проведение эффективной бюджетной политики;

- формирование политики в сфере страхования,

- разработка региональной политики на рынке ценных бумаг[4].

Существуют, конечно, еще в качестве самостоятельных направлений политики: инвестиционная, социальная.

Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на уровне субъекта РФ, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Бюджетная политика – главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но в перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности[5].

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Организация анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия
В РФ функционируют сотни тысяч предприятий различных форм собственности, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим в стране законодательством. Они работают на принципах хозяйственной самостоятельности, материальной заинтересованности в результатах хозяйственно-финансовой д ...

Формирование доходов предприятия
Деятельность любого предприятия весьма многогранна. Она включает в себя собственно производственную деятельность, коммерческую, финансовую, инвестиционную (капиталовложения), инновационную, социально-культурную и др. В связи с этим доходы, которые получает предприятие, имеют различные источники фор ...

Детализированный учет долговых обязательств
В настоящее время учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует. Учет государственных долговых обязательств ведется различными банками-агентами (Банк России - внутренний долг, Внешэкономбанк - внешний долг в части ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru