Элементы бюджетной системы и их характеристика

Финансовая информация » Бюджетная система Беларуси » Элементы бюджетной системы и их характеристика

Страница 1

Элементы бюджетной системы подразделяются на два уровня:

– базисный;

– настроечный.

Базисный уровень состоит из элементов бюджетной системы, таких как:

– государственный бюджет;

– государственные внебюджетные фонды;

– резервные фонды;

– целевые бюджетные фонды.

Настроечный уровень состоит из аппарата управления бюджетной системой, законодательной власти (государственная дума) и исполнительной власти (центральный банк, казначейство, счётная палата).

В последние годы роль и значение государства возрастает, в связи с чем увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образование института президентства, расширение парламента, Конституционного Суда и т.д.).

Для всех моделей государств с социальной доминантой присущи такие существенные признаки их бюджетных систем как:

– высокая доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого с помощью бюджета на социальные цели. С помощью бюджетной системы в Республике Беларусь перераспределяется более трети валового внутреннего продукта;

– развитие государственных и корпоративных систем социальной поддержки граждан (в Японии в связи с доктриной пожизненного найма явно выражается внутрифирменная поддержка, в Швеции выражается государственная поддержка, в иных странах – смешанная плюс внебюджетные фонды. Перераспределяемая для общественного блага часть продукта определяется Л. Эрхардом как «социальный продукт»). В СССР значительной была доля общественных фондов потребления (бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, льготные путевки, низкие цены на лекарственные препараты, минимальная плата за услуги общественного транспорта и т.п.). В Республике Беларусь все это изменено с отрицательным эффектом, до минимума снижена общественная система дошкольного воспитания детей, введена платность образовательных услуг негосударственными учебными заведениями, имеющими значительные изъяны в организации образовательного процесса;

– значительная доля занятости в сфере производства нематериальных благ и услуг социального характера, минимальные масштабы безработицы, высокий уровень социальной защиты безработных и других категорий населения, не занятого трудом по объективным причинам. В нашей стране доля услуг в структуре валового внутреннего продукта возросла в первую очередь за счет развития посреднических услуг;

– высокий уровень производства и потребления валового внутреннего продукта на душу населения, рост по мере роста валового внутреннего продукта и личного трудового вклада каждого работника уровня оплаты груда;

– развитые формы массового удовлетворения социальных нужд при некоторой дифференциации качества предоставляемых социальных благ с оплатой потребителем (развитие культуры, искусства, просвещения, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, информатики и т.п.);

– приоритетное развитие нематериального производства как фактора усиления социально-реабилитационных функции общества, по значимости приравниваемых к функциям социальной экологии. В Республике Беларусь экономика и социальная сфера имеют признаки сильного изменения прежде всего с точки зрения содержания ее «социальности».

Бюджетные системы различают в зависимости от типов государств – с учетом того, является оно федеративным либо унитарным.

Бюджетная система унитарных государств представляет из себя более централизованную.

У государств с федеративным устройством вместе с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов Федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краев, областей и автономных округов в России).В месте с тем и в федеративных государствах и в унитарных госдарствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Бюджетная система любой из стран включает всех получателей бюджетных средств. По уровням бюджетной системы их количество и состав существенно различаются. Так, например, на начало апреля 2010 г. в России на федеральном уровне было 25 287 бюджетных учреждений, на уровне субъектов Федерации – 302 660. Их общее количество составляло 327 947 учреждений.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Финансирование и кредитование малого бизнеса
Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у многих кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 21 млрд. руб. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса по ...

Цены производителей
Цены производителей промышленных товаров за I квартал 2011 г. повысились на 6,9% (на 2,7% за соответствующий период предыдущего года). Ускорение темпов роста цен производителей произошло за счет удорожания добычи полезных ископаемых. В январе - марте цены производителей в этом виде деятельности выр ...

Теоретические основы налогообложения доходов резидентов и не резидентов
Трудовые отношения между сотрудниками и работодателями регулируются нормами, установленными Трудовым кодексом. В соответствии с положениями ст.11 Трудового кодекса, на территории РФ, правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяютс ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru