Анализ динамики состава и структуры источников финансирования бюджетного дефицита

Финансовая информация » Бюджетная система Беларуси » Анализ динамики состава и структуры источников финансирования бюджетного дефицита

Страница 1

Разным стратегиям бюджетно-налоговой политики соответствуют разные типы бюджетных дефицитов и излишков. Изменение величины сальдо государственного бюджета происходит как на основании действия «встроенных стабилизаторов» экономики (циклический дефицит), так и в результате проведения дискреционной бюджетно-налоговой политики (или структурного дефицита).

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета выступает как результат действия встроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» или автоматический стабилизатор представляет собой экономический механизм, который позволяет снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В роли таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступает:

– прогрессивная система налогообложения,

– система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице)

– система участия в прибылях.

Одним из примеров может выступить следующее: при спаде деловой активности происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений, которое сопровождается увеличением определенных видов трансфертных платежей. В результате происходит циклический дефицит государственного бюджета.

При дискреционной политике правительство целенаправленно изменяет соотношение между доходами и расходами бюджета. Например в целях стимулирования общего спроса во время спада экономической активности правительство принимает решения, которые направленны на увеличение уровней занятости и выпуска – увеличивает свои расходы или снижает налоги. Таким образом, правительство фактически целенаправленно создает дефицит госбюджета.

Однако следует также помнить, что какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением макроэкономики.

Встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной бюджетно-налоговой политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате этих мер возникает структурный дефицит – разность между расходами и доходами бюджета при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне безработицы. Если уровень безработицы начинает превышать базовый, то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Характеризуя виды бюджетных дефицитов, стоит упомянуть, что в теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате увеличения государственных расходов при снижении налогов, второй – в связи с сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности. [8, с. 15]

Консолидированный бюджет в 2012 году исполнен с профицитом в размере 2,8 трлн. руб., или 0,5% ВВП (в 2011 году профицит составлял 2,1% ВВП).

Бюджет сектора государственного управления (консолидированный бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) в 2012 году исполнен с профицитом в размере 3,5 трлн. руб. (0,7% ВВП). Доходы бюджета составили 214,4 трлн. руб. (40,7% ВВП), расходы – 210,9 трлн. руб. (40% ВВП).

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Способы финансирования дефицита государственного бюджета
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета: • Монетизация бюджетного дефицита; • Внешнее долговое финансирование; • Внутреннее долговое финансирование. В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется знач ...

Эффективность использования средств федерального бюджета, выделенных субъектам Российской Федерации
В последнее время на фоне межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами федерации, традиционно характеризующихся недовыделением из фонда финансовой поддержки регионов средств по сравнению с утвержденными бюджетными проектировками (что обусловлено главным образом недобором налогов в ...

Понятие муниципального учреждения
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяют ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru