Сильные и слабые стороны кредитоориентированной политики государства

Финансовая информация » Рынок ссудных капиталов » Сильные и слабые стороны кредитоориентированной политики государства

Страница 1

Сильные стороны

Большинство экономистов рассматривают кредитоориентированную политику как важную часть национальной стабилизационной политики. Тому есть несколько причин.

1. Быстрота и гибкость

В отличие от фискальной политики(бюджетной) кредитоориентированная экономика поддается быстрому изменению. Мы знаем, что применение фискальных мер может быть надолго отсрочено из-за длительных обсуждений в Конгрессе. Иначе обстоит дело с кредитоориентированной экономики. Комитет открытого рынка Совет управляющих ФРС в состоянии ежедневно покупать и продавать ценные бумаги и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.

2. Независимость от политического давления

Поскольку члены Совета управляющих ЦБ назначаются, то они относительно устойчивы к лоббированию тех или иных интересов и не слишком подвержены «предвыборному влиянию». Поэтому Совет легче, идет на политические непопулярные меры, которые могут потребоваться для долгосрочного оздоровления экономики. Кроме того, кредитоориентированная экономика по своей природе мягче и «деликатнее» фискальной политики. Изменения в государственных расходах непосредственно отражаются на распределении ресурсов, а изменения налоговой системы могут иметь весьма разнообразные и далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше и потому более привлекательна с политической точки зрения.

Недостатки и трудности

Однако применение кредитно-денежной политики имеет определенные пределы и в реальной жизни сопряжено с некоторыми сложностями.

1. Ослабление контроля

Кое-кто из экономистов высказывает опасения, что изменения в банковской практике могут ослабить или сделать менее предсказуемым контроль за предложением денег со стороны ЦБ. Нововведения в финансовой сфере позволили людям быстро переводить «почти деньги» из взаимных фондов и с разных инвестиционных счетов на чековые счета, и наоборот. Но из-за такого перемещения средств, в рамках финансовой системы конкретные меры кредитно-денежной политики, направленные на изменение банковских резервов могут утратить свою эффективность. К примеру, в ответ на проведение политики «дорогих» денег люди могут начать быстро обращать «почти деньги» со своих счетов во взаимных фондах и другие ликвидные финансовые инструменты в деньги на своих чековых счетах. А в результате сокращение банковских резервов, возможно не достигнет намеченного уровня, процентная ставка не возрастет, совокупный спрос останется неизменным. К тому же финансы и банковское дело все быстрее приобретают общемировой характер. Потоки финансовых ресурсов в Россию или из России способны существенно ослабить, а то и полностью подорвать эффект внутренней кредитно-денежной политики.

Насколько обоснованно это беспокойство? Обновление сферы финансов усложняет для Совета управляющих ЦБ задачу проведения кредитно-денежной политики. Но последние исследования и собственный опыт ЦБ убеждают в том, что традиционные инструменты кредитно-денежной политики, которыми центральные банки регулируют предложение денег и процентные ставки, сохраняют свою эффективность.

2. Циклическая асимметрия

Политика «дорогих» денег, если проводить её достаточно энергично, действительно способна сократить резервы коммерческих банков, настолько, чтобы вынудить их ограничить объем кредитов. Это означает и ограничение предложения денег. Но политика «дешевых» денег сталкивается с проблемой, которую выражает пословица: «Можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его пить». Политика «дешевых» денег в состоянии обеспечить коммерческим банкам избыточные резервы, необходимые для выдачи ссуд. Однако она не способна гарантировать, что банки действительно будут предоставлять ссуды и предложение денег будет увеличиваться. Если коммерческие банки в своем стремлении к ликвидности отказываются от кредитования, усилия Совета управляющих по проведению политики «дешевых» денег окажутся малоэффективными. Население тоже может сорвать планы ЦБ, решив не брать в долг избыточные резервы банков. Кроме того, деньгами, которые федеральные резервные банки направляют в экономику, покупая у населения облигации, люди могут воспользоваться для погашения имеющихся займов. Эта циклическая асимметрия создает политике лишь в периоды депрессии. В нормальные времена рост избыточных резервов оборачивается дополнительным кредитованием и тем самым увеличением денежного предложения.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Государственное регулирование в сфере ЖКХ
Государственное регулирование экономики — это процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты и конъюнктуру рынка для создания адекватных условий функционирования рынка. Государственное регулирование экономики является сложным процессом, который включает в себя разработку положений эконом ...

Безналичный денежный оборот, его структура и эффективность
В современных условиях большая часть денежного оборота совершается в безналичной форме. Безналичные расчеты - денежные расчеты, проводимые путем записей на счетах в банках. При этом деньги списываются на счетах плательщика и зачисляются на счет покупателя. Часть совокупного денежного оборота без ис ...

Анализ государственного недофинансирования образовательной системы в Российской Федерации
Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду [22,c.24]. К образовательным относятся учреждения различных типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru