Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Финансовая информация » Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Страница 10

Качественное воздействие осуществляется через влияние на материальные интересы участников воспроизводственного процесса не величиной, а принципами налогообложения и условиями движения и использования финансовых ресурсов, что также может менять параметры экономического развития.

Фактически налоговая система как специфическая институциональная форма экономических отношений в полном смысле этого слова начала формироваться в России с 1992 года, после введения в действие пакета налоговых законов, принятых в октябре-декабре 1991 года. Во многом процесс создания налоговой системы носил эмпирический характер, либо опирался на западные теоретические разработки. Необходимость теоретического изучения сложившейся модели налоговой системы продиктована имеющимися практическими проблемами в данной сфере.

Тем более, важным представляется анализ различных теоретических походов к налогообложению: для выбора видов налогов и структуры налоговой системы принципиальным моментом является определение базы налогообложения, пропорций прямого и косвенного налогообложения, сочетания прогрессивных, пропорциональных и регрессивных форм налогообложения.

Исследуя экономические предпосылки создания налоговой системы в России, автор подчеркивает, что приватизация госсобственности, появление различных в 1992-1993 гг. организационно-правовых форм производства, хозяйствования, собственности обусловили наличие объектов последней (имущества, финансовых ресурсов и т.д.) у плательщика, а, следовательно, возможность и необходимость изъятия ее части в форме уплаты налогов.

В анализируемых автором теориях налогов отражено отношение отдельного и всеобщего, то есть индивидуума, плательщика и государства. В отличие от традиционных подходов, налог рассматривается в работе в совокупности экономического, финансового и политического аспектов. Такая классификация, на взгляд автора, является правомерной, поскольку в налогах выражены особенности системы общественных отношений.

В качестве исходного методологического принципа исследования налоговых отношений обосновывается положение о мере общественного, т.е. государственного присвоения. Эта методология потребовала теоретического обоснования автором границ экономического суверенитета субъектов Федерации, разработки соответствующего гносеологического аппарата исследования системы налогообложения, включающей инструментарий изучения условий, способствующих демонополизации системы налоговых отношений, и критериев определения собственности налогоплательщиков.

Трансформация системы налогообложения была предопределена состоянием российской экономики, перешедшей на трудный и болезненный путь рыночных преобразований. Многолетняя практика работы предприятий и организаций показала несостоятельность гиперцентрализованно-зарегулированной модели государственного управления их деятельностью. Распад дореформенной экономической системы в России в результате углубляющегося кризиса был неизбежен.

Анализ экономической ситуации, сложившейся в России в этот период, показал, что ключевой мерой в стратегии преодоления кризиса было снижение жестких ограничений командной экономики с целью поиска оптимума между госрегулированием и механизмом саморегулирования рынка. По мнению автора, в достижении этой цели значительная роль отводилась налоговым методам. Опыт европейских стран свидетельствует, что налоговое регулирование в сочетании с денежно-кредитным является одной из наиболее эффективных форм управления экономикой в рыночных условиях.

В диссертации подчеркнуто, что, несмотря на множество школ и теорий, классической считается теория налогообложения А. Смита и Д. Риккардо. Расширению познаний в области изъятия доходов у производителей способствует анализ налоговых систем зарубежных стран. В работе дано краткое представление о моделях налогообложения стран Европы, США (табл.1). Главный вывод о налогах этих стран заключается в том, что их системы сложны, но более жизнестойки, их главной функцией является не фискальная, а регулирующая, что позволяет государству более эффективно управлять экономикой.

Таблица 1 - Ставки основных бюджетообразующих прямых налогов в развитых странах, %*

Страны

Налог на прибыль

НДФЛ

Франция

35,4

58,0

Швеция

28,0

55,5

Китай

33,0

45,0

Италия

34,0

45,0

Венгрия

16,0

38,0

Япония

40,9

50,0

США (Нью-Йорк)

46,0

47,0

Великобритания

30,0

40,0

Литва

15,0

33,0

Россия

20,0

13,0[*]

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Другое по теме:

Составление проекта бюджета
Составление проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год имеет легально-целевую установку определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных органов Республики Беларусь, экономического и социального развития Республики Беларусь и соот ...

Методические подходы к оценке уровня использования основных фондов
Основные фонды учитываются в натуральном и стоимостном выражении. Учет основных фондов в натуральном выражении необходимы для определения технического состава и баланса оборудования; для расчета производственной мощности предприятия и его производственных подразделений; для определения степени его ...

Система расчетов на предприятии
В переходных условиях к рыночной экономике наиболее распространенной формой расчётов стали переводы. В соответствии с классификацией Банка международных расчётов в Базеле, применяемой во многих странах, переводы подразделяются на дебетовые и кредитовые. Кредитовые переводы. В России используются пр ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru