Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Финансовая информация » Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Страница 16

Второе важное направление совершенствования налоговой системы заключается в изменении организационного и функционального устройства налоговых ведомств вследствие их множества (с параллельными системами учета), отсутствия системы введения единой налоговой статистики, дублирования в работе, недостаточной ответственности, роста затрат на содержание данных органов.

Совершенствование налоговой системы должно быть сформулировано в рамках Государственной налоговой доктрины России, а методы и средства решений - в общей концепции налоговой политики и программе Основных направлений развития налоговой системы.

Необходима переориентация функций налоговой системы с доминации фискальной на стимулирующую, что позволит без ущерба для экономики и в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования, создавая предпосылки для экономического роста и притока инвестиций в производственную сферу.

В странах с развитой экономикой основной упор делается на налогообложение потребления, то есть физических лиц как основных потребителей товаров и услуг. В Российской Федерации основная тяжесть налогового бремени хоть и лежит сегодня на производстве, но постепенно переходит в перспективе на физические лица, несмотря на низкий уровень доходов преобладающей части населения и еще несформировавшийся средний класс.

Данное переложение налогового бремени связано с преобладанием доли наличных расчетов в общем объеме платежей населения за потребленные товары, а также с низким уровнем легальных доходов населения в связи с конвертной схемой выплат заработной платы работодателями, минуя налогообложение.

Кроме этого, на данный процесс влияет имеющий место преимущественно количественный способ получения доходов, а также сложный механизм контроля над физическими лицами по сравнению с организациями. Прямое налогообложение в РФ находится на той стадии развития, которая требует радикальных изменений, чтобы обеспечивать четкое поступление доходов в бюджет в объективно обусловленном количестве.

В настоящее время Правительство РФ снижает долю косвенного налогообложения, в связи с чем в 2005 году в налоговое законодательство было внесено достаточно много изменений и дополнений. Их общее направление - сокращение числа налогов, рационализация налоговой системы и дальнейшее снижение налоговой нагрузки. Все изменения и дополнения, внесенные в последние 2 года в НК РФ, рассмотрены в работе с точки зрения их влияния на формирование устойчивой тенденции развития налоговой системы в России, в том числе в её регионах и муниципальных образованиях.

Исследование, выполненное в настоящей диссертационной работе по проблеме развития и совершенствования прямого налогообложения в России, анализ практического механизма налогообложения, выявленные преимущества и недостатки, тенденции и закономерности в его функционировании позволили разработать направления модернизации системы прямого налогообложения, направленную на оптимизацию налогово-бюджетного механизма, видового сочетания налогов, их элементной структуры.

Актуальность углубленного исследования теоретических и практических аспектов современного налогового механизма обусловлена несколькими факторами. По точному замечанию Й.А. Шумпетера, ничто так ясно не отражает характер общества и цивилизации, как проводимая политическим сектором общества фискальная политика.

Паритет интересов в данной области свидетельствует о рациональной, эффективной налоговой системе, способствующей экономическому развитию всех участников воспроизводства, о том, что налоги адекватно выражают отношения собственности и соответствуют структуре последней и что налоговый процесс протекает оптимально.

Современное состояние действующей налоговой системы России признается специалистами, сообществом плательщиков налогов, требующим дополнительного анализа и теоретического осмысления.

В качестве подтверждения данного тезиса в работе приведен пример налогообложения доходов, выступающих существенным элементом в процессе их перераспределения, что в практической налоговой политике проявляется как проблема установления оптимального тарифа, прежде всего по налогу на доходы физических лиц. Введение в 2001 году в России плоской шкалы налога на доходы физических лиц (по основным доходам) характеризуется отрицательными результатами.

Следующим требованием к оптимально - устроенной налоговой системе теория выдвигает императив обеспечения эффективности производства. Возникает вопрос, нужно ли дополнительно к налогам на потребление и налогам на доходы вводить налоги на производство. Автор утверждает, что по возможности нужно отказаться от налогов на производство (на заработную плату, на имущество и т.д.) и облагать потребление, так как подобные налоги искажают цены и могут быть источником дополнительных издержек.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Другое по теме:

Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации
Для того чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации необходимо исследовать теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции. В «Экономическом словаре» под ред. Архипова А. И. содержится следующее определение налоговой системы — «совокупность налогов, сб ...

Расчёты аккредитивами
Аккредитив (от лат. «accredo» - доверяю) – письменное поручение одного кредитного учреждения другому о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитиве условий. Аккредитивная форма – одна из основных в международных расчётах. По отдельным оценкам, ...

Денежный мультипликатор
Рассматривая процесс депозитного расширения, мы предположили, что: 1) деньги не покидают банковскую сферу и не оседают в виде наличности, 2) кредитные возможности используются банками полностью и 3) предложение денег определяется только поведением банковского сектора. Однако, изучая предложение ден ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru