Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Финансовая информация » Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Страница 17

Налогообложение предприятий важно с той точки зрения, что ведение бизнеса связано с ограничением текущего потребления в пользу инвестиций и будущего потребления (благодаря непрерывности воспроизводства). Современная налоговая теория показывает, что носителем реального налогового бремени всегда является потребитель. Исходя из этого, предприятие (ведение бизнеса) выступает как средство переноса текущего потребления на будущее.

Для теории оптимального налогообложения существенным является и административный аспект, проявляющийся в следующих формах: издержки на соблюдение законодательства, административные издержки и издержки на уклонение от уплаты налогов. К числу первых двух относятся затраты на правильное декларирование, содержание специальных финансовых подразделений и т.д.

В состав народнохозяйственных издержек, связанных с уклонением от уплаты налогов, входит не только само по себе выпадение налоговых доходов, но и неверное распределение ресурсов, увеличение налоговой нагрузки на легальные доходы, а также затраты на противодействие такому уклонению.

Исследуя теорию налоговедения А.А. Исаева, автор приходит к выводу: наиболее налогоспособной является та страна, в которой уровень потребностей массы народа наиболее высок; наибольшая часть суммы налогов затрачивается таким образом, что служит интересам большинства; общественный доход увеличивается быстрее, чем растет народонаселение, и распределяется более равномерно; производительность труда увеличивается особенно быстро; во внутреннюю политику проникает стремление сглаживать различия между классами.

Согласование интересов в налоговой сфере возможно только на базе правового равенства их носителей. Конституционно-правовое оформление налогового процесса является фундаментом, на котором и выстраивается современная, эффективная, сбалансированная налоговая система.

Исторически ситуация сложилась таким образом, что налоговая система современной России в течение 19 лет находилась в состоянии перманентных изменений. Так, Налоговый Кодекс РФ (документ прямого действия) с момента принятия в 1998 году на начало 2010 года подвергался изменениям 67 раз. В результате отдельные элементы фискальной системы на сегодняшний день выработаны относительно четко и полно. С помощью налогов государство достигает относительного равновесия между общественными потребностями и ресурсами для их удовлетворения.

Специфика воплощения экономических интересов различных экономических субъектов на практике базируется на двойственной природе налога как экономической категории, имеющей одновременно индивидуально-безвозмездный и общественно-возмездный характер.

Именно общественно-возмездная направленность финансовых отношений вообще обусловливает формирование любых фондов денежных средств. Общественно-возмездный характер базируется на необходимости реализации государством своих социально-экономических функций и лежит в основе регулирующей и стимулирующей функций налогообложения. Через индивидуально - безвозмездный характер налога реализуется фискальная функция налогообложения.

Реализация фискальной функции опосредуется комплексом отношений, регулируемых налоговым законодательством и реализуется непосредственно. Осуществление регулирующей функции налогообложения происходит опосредованно, поэтому при выборе мер налогового регулирования следует исходить из экономической целесообразности вмешательства государства в ход воспроизводственных процессов.

Государственные органы всех уровней власти представляют собой главные субъекты налоговых отношений при их специфической роли в системе общественного воспроизводства: органы государственного управления непосредственно не участвуют в процессе создания добавленной стоимости, однако серьезным образом определяют ее распределительные характеристики.

Рынок, выступающий как универсальный механизм согласования и реализации интересов, значительно ограничен в осуществлении его принципов в рамках налогового механизма вследствие односторонности, безвозвратности и непосредственной безэквивалентности изъятия финансовых ресурсов.

Следующей чертой реализации интересов субъектов налогообложения в рамках налогового механизма является обязательность правовой регламентации данного процесса, что также обусловлено базовыми характеристиками налога и важностью монополии государства на управление налоговой системой.

В отличие от многих других сфер государственного регулирования обязательным атрибутом реализации интересов государства в налоговом механизме является его субординационный характер.

Стремление государства сохранять и поддерживать установленный им правовой порядок в бюджетной деятельности влечет необходимость правовой охраны этой сферы общественных отношений. Тем самым объясняется необходимость и возможность применения мер государственного принуждения.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Другое по теме:

Основные цели и задачи эффективного управления госдолгом
Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной ...

Формирование финансовых ресурсов и их использование
Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществлению затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых р ...

Выводы
Резюмируя, подчеркнем, что имеются лишь два направления действий в налоговой сфере, между которыми предстоит сделать выбор государству. Одно из них - наращивание контрольного аппарата, другое - радикальное реформирование налоговой системы, с тем чтобы имеющихся возможностей контроля было достаточно ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru