Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Финансовая информация » Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Страница 18

В ходе анализа современного этапа развития налогового механизма в работе выделены следующие особенности данного процесса:

налоговая реформа в части согласования и реализации интересов на всех ее этапах имеет многоплановый и противоречивый характер, приоритеты и инструменты регулирования в настоящее время смещены в сторону федерального центра;

налоговая реформа в своих основных положениях предусматривает реализацию принципов организации оптимально устроенных налоговых систем (нейтральность, транспарентность, справедливость, недопущение дискриминации и т.д.);

в течение нескольких лет достигнуто серьезное снижение налоговой нагрузки, в том числе на добавленную стоимость, и увеличена нагрузка на сырьевые отрасли (НДПИ), для малого бизнеса выработаны специальные режимы налогообложения;

за последние годы не достигнуты цели либерализации налоговой системы и повышения защищенности плательщиков, установления оптимального соотношения фискальной и регулирующей функции, а также снижения издержек на администрирование;

нестабильность налоговой среды не обеспечивает привнесения устойчивости в деятельность экономических субъектов как со стороны государства, так и со стороны налогоплательщиков.

Автор подчеркивает в работе, что реализация в практической налоговой политике основных принципов налогообложения (равномерность (справедливость), определенность, простота и удобство, экономичность, достаточность и эластичность обложения) как исходных идей, лежащих в основе налоговой системы государства, позволяющих оптимально сочетать интересы всех участников налогового процесса, означает, прежде всего, поиск соотношения реализации фискальной и регулирующей функции налогов в условиях федеративного государства (табл.4).

Одним из наиболее известных и часто используемых показателей оценки такого соотношения является величина налоговой нагрузки. Учитывая то обстоятельство, что методология налогообложения является на сегодняшний день недостаточно разработанной областью финансовой теории и практики (в том числе и в силу чисто исторических причин), в работе проведен анализ показателей налоговой нагрузки в их современном понимании.

Усиление актуальности данной проблемы связано с тем обстоятельством, что рассмотрение чисто количественного аспекта участия налоговой системы в регулировании экономических процессов постепенно перерастало в анализ его качественной определенности.

Обосновывая концептуальные аспекты, теоретические и методологические подходы в разработке направлений реформирования налоговой системы государства, автор связывает их с функционированием целевых налогов, применением прогрессивных шкал и постоянных объектов налогообложения, введение новых и отменой неэффективных налогов, возврате льгот, стимулирующих реконструкцию и обновление основных фондов, децентрализацией ряда наиболее собираемых федеральных налогов, налоговых полномочий и отмены политики унификации налоговых изъятий на уровне федерального законодательства, что будет способствовать реализации научно обоснованного подхода к организации системы прямого налогообложения в России, обеспечению системности и единства в федеральном, региональном и муниципальном налогообложении.

Таблица 4 - Взаимосвязь принципов налогообложения и построения налоговой системы, налогового федерализма[††]

Принципы налогообложения

Принципы построения налоговой системы

Принципы налогового

федерализма

Справедливость

Рациональная комбинация различных видов налогов

Совпадение собственных налоговых поступлений и общественных расходов на каждом уровне власти

Всеобщность

Удобность

Стабильность

Экономность

Социально - экономическая обоснованность и политическая целесообразность

Равномерность размещения налоговой базы: чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводиться соответствующий налог

Резидентство

Беспристрастность

Унифицирован-ность

Простота и понятность

Финансовая достаточность

Территориальная мобильность налоговой базы: чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами, тем на более высоком уровне власти должен вводиться соответствующий налог

Гласность

 

Эластичность

Недопустимость нарушения единого экономического пространства страны

Пропорциональность

Необходимость осуществления функции макроэкономического регулирования: налоги, имеющие макроэкономическое значение, должны быть закреплены за федеральным бюджетом

Определенность всех элементов налога

Простота и наглядность

Законность

Территориальность

За каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги, объект (база) которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20

Другое по теме:

Виды налогов Канады
Подоходный налог уплачивается физическими лицами и корпорациями. При этом ставка федерального налога для физических лиц установлена в пределах от 17 до 29%, а ДОШ корпораций 28%. По уровню налогообложения физических лиц Канада занимает среди стран Группы семи одно из первых мест. Вместе с тем, гибк ...

Устав АО
Устав общества является документом, определяющим правовой статус общества как юридического лица. Устав общества должен быть подписан учредителями (единственным учредителем) либо их представителями (представителем), за исключением новой редакции устава (внесения изменений и дополнений в него) действ ...

Анализ деловой активности предприятия
Об эффективности использования предприятием своих средств судят по различным показателям деловой активности. Данную группу показателей еще называют показателями оценки оборачиваемости активов, коэффициентами использования активов или коэффициентами управления активами, а также показателями оценки р ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru