Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Финансовая информация » Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Страница 19

Авторское видение перспектив формирования концепции направлений институциональной трансформации системы прямого налогообложения, связано с созданием налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения, внедрением новых инструментов налоговой политики, учитывающих условия развития экономики на современном этапе.

Согласно современным трактовкам налоговая нагрузка как экономическая категория представляет собой обобщенную характеристику налоговой системы страны, указывающую на:

действие, которое налоги оказывают на отдельного налогоплательщика или народное хозяйство в целом;

на количественную оценку этого действия.

Расчет налоговой нагрузки ведется как для оценки налоговых условий в разных странах (внешний аспект налоговой нагрузки), так и для рассмотрения ее распределения между регионами, отраслями, отдельными налогоплательщиками (внутренний аспект).

Налоговая нагрузка является объектом и следствием налоговой политики государства, качественной характеристикой системы налогообложения. Показатель налоговой нагрузки применяется в современных условиях в двух основных сферах: для урегулирования взаимоотношений между уровнями государственной власти и местным самоуправлением, а также для определения направления проведения налоговых реформ.

Изучение воздействия налоговой системы на экономику в целом велось в ХХ веке после существенных изменений, произошедших в финансовых системах многих государств после первой мировой войны. Расчет ведется и на базе исчисления процента нагрузки к национальному доходу, и по характеру расходной части государственного бюджета.

Расчет налоговой нагрузки на макроуровне в наиболее часто встречающемся варианте производится в следующем порядке:

N1 = Налоги и сборы, поступившие в консолидированный бюджет / ВВП

Такой порядок расчета считается самым распространенным в финансовой теории методом определения налоговой нагрузки и характеризуется как общепринятый.

Например, ряд авторов (К.В. Седов, И.Н. Данина) предлагают рассчитывать удельную налоговую нагрузку на базе отношения уровня налоговой нагрузки, определяемого как валовая добавленная стоимость (разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением), скорректированная на коэффициент налоговой нагрузки, к объему ВВП. При этом В.Г. Пансков предлагает при расчете налоговой нагрузки на макроуровне учитывать платежи, зачисляемые во внебюджетные фонды:

N2 = налоги и сборы, поступившие в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды / ВВП.

Предлагаемый способ расчета изучаемого показателя актуален для Российской Федерации, где исторически велики отчисления именно во внебюджетные фонды социальной направленности вследствие как предшествующего пути развития, так и специфики применяемой в стране модели налоговой системы.

В. Вишневский и Д. Липницкий считают, что измерять налоговую нагрузку необходимо с учетом затрат на налоговое администрирование:

N3 = Налоги и сборы, поступившие в консолидированный бюджет + затраты на взимание налогов / ВВП.

Такой порядок расчета нагрузки также возможен для условий российской экономики, если учитывать сложность процедур администрирования налогов, издержки на составление и представление налоговых деклараций, обеспечение порядка проведения камеральных проверок и недостаточные объемы фискальной ренты, получаемой налогоплательщиками в виде сервиса со стороны государственных и муниципальных органов, в том числе напрямую от налоговых инспекций.

Общая налоговая нагрузка на российскую экономику в условиях кризиса, по словам премьер - министра В.В. Путина, составляет сегодня примерно 36,8 процентов ВВП и остается пока очень большой для такой развивающейся экономики, как российская. Однако нельзя сравнивать показатель налоговой нагрузки в Российской Федерации с соответствующими показателями в развитых странах, поскольку в последних значительно выше доход на душу населения, выше социальная защищенность членов общества, а российские граждане находятся в условиях нестабильных рыночных отношений, постоянно изменяющейся налоговой системы, не всегда достаточной поддержки со стороны государства. Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка в Российской Федерации находится на уровне налоговой нагрузки развитых стран при более низком уровне и качестве услуг со стороны государства.

По мнению автора, показатель совокупной налоговой нагрузки для точности и полноты анализа следует корректировать на показатель собираемости налогов (в случае его несовпадения с уровнем 100%).

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20

Другое по теме:

Ссудный капитал
Субъектами предложения капитала являются домашние хозяйства, физические лица которые предлагают заемные средства размещая последние на депозиты, инвестиционные институты ПИФы, НПФ, а так же Государство в лице уполномоченных структур Центральный банк, Фонд поддержки предпринимательства, т.е. денежны ...

Социальные фонды РК
Республика Казахстан — первая из стран Содружества Независимых Государств, осуществившая реформу пенсионного обеспечения населения. Главным в пенсионной реформе стал постепенный переход от распределительной системы социального обеспечения, основанной на солидарности поколений, к накопительной пенси ...

Анализ развития малого бизнеса
Все, что происходило на наших глазах, уже сравнивают с глобальной экономической катастрофой конца 20-х - середины 30-тых годов 20 века. Большинство экспертов причинами этого кризиса называют проблемы в американской экономике, возникшие вследствие резкого сокращения сбережений, рост дешевых кредитов ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru