Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Финансовая информация » Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Страница 4

Нормативно-правовую базу исследования

составили Конституция РФ, Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Таможенный кодексы РФ, федеральные и региональные нормативные акты в области налогообложения.

Концепция диссертационного исследования

заключается в научном обосновании авторской позиции относительно теоретико-методологических взглядов, согласно которым необходимость совершенствования и модернизации современной системы прямого налогообложения, как действенного институционально - регулирующего инструмента, влияющего на социально - экономическое развитие территорий, должно осуществляться на основе базовых принципов развития данного вида налогов, моделировании оптимального соотношения его с косвенным, изменении методических подходов к формированию налогооблагаемых баз прямых налогов, изменении их структурного состава, а также упорядочении льгот по прямым налогам на основе выявленных закономерностей и с учетом специфики сложившихся налоговых институтов при ориентации на обеспечение единства и однородности налогового пространства в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды.

Автором обоснована гипотеза о том, что такой теоретико-методологический и инструментарно-методический подход позволяет выявить особенности развития прямого налогообложения в стране, проявляющиеся в его масштабности, чрезмерной централизации, и зафиксировать факт определенной индифферентности находящегося в стадии становления гражданского общества к процессу разрешения противоречий в системе налогообложения институционально-экономическими, а не только административно-правовыми методами.

Сочетание теоретического и прикладного направлений в исследовании позволяют позитивно решать методические проблемы формирования механизма функционирования, определения налоговой базы, количественных параметров налоговых ставок прямых налогов с учетом динамики реальных доходов бюджетов различных уровней. Применение стратегического подхода и выбор эффективных инструментов налогообложения будут способствовать экономическому росту на современном этапе рыночных преобразований.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

Необходимость уточнения сущностного содержания категории "налог" показала, что она представляет собой комплексную категорию, заключая в себе философское, правовое и экономическое начало, требуя в большей степени выкристаллизовывания его экономической природы, определяемой совокупностью экономических отношений плательщиков, государственных налоговых органов и конечных получателей доходов по поводу формирования, распределения и использования, определенных законом денежных потоков и фондов, создаваемых в порядке обязательных и индивидуальных денежных платежей. Перераспределение благ в интересах отдельных граждан, функциональных групп определяет социально-политическую сущность налога. В силу противоречивого характера налогов возникает необходимость согласования экономических интересов субъектов налоговых отношений, что предопределяет решение задачи оптимизации отдельных их видов в общей системе налогообложения, включая прямые налоги.

Налоговые отношения, формируясь в сфере общественной жизни, охватывают каждого субъекта экономики, обеспечивая сочетание и увязку интересов всего общества и каждого из его членов. Базовые условия налогообложения определяются мерой общественного, то есть государственного присвоения элементов материального содержания собственности налогоплательщика, устанавливают степень дифференциации объектов имущественных отношений между государством и каждым его гражданином. Государство, как субъект налоговых отношений, опосредует частичное изъятие финансовых ресурсов государственными органами федерального центра, региональными структурами, муниципалитетами для обеспечения общественных нужд. Налоговый механизм определен как комплекс форм и методов управления налоговой системой, призванный обеспечивать баланс интересов участников налоговых отношений

Исходными предпосылками формирования современной налоговой системы и ее институтов в России послужили институциональные изменения в сфере отношений собственности (в результате процесса разгосударствления, приватизации и акционирования) и необходимость действенного обеспечения фискальной политики государства за счет создания децентрализованной структурно-уровневой конструкции системы налоговых изъятий. Это объективно потребовало введения трехуровневой системы налогообложения, включающей федеральный, региональный и муниципальный ее модули, вследствие чего институциональное устройство налоговой системы России, став подобным построению ее финансовой системы, привело к усложнению субъектной структуры экономических отношений в сфере налогообложения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Значение проблемы развития муниципальной экономики
Одним из условий осуществления реформ в Российской Федерации является разработка эффективной системы отношений между хозяйствующими субъектами и бюджетом с одной стороны и бюджетных отношений между всеми уровнями бюджетной системы с другой. Одним из таких уровней является муниципальный уровень, дру ...

Источники формирования оборотных активов и эффективность их использования
Источники формирования оборотного капитала в значительной мере определяют эффективность его использования. Ведущую роль в составе источников формирования призваны играть собственные оборотные средства. Они должны обеспечивать имущественную и оперативную самостоятельность предприятия. Собственные об ...

Основная характеристика внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru