Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Финансовая информация » Развитие прямого налогообложения в налоговой системе России: теория и практика

Страница 5

Многофакторное воздействие современного этапа трансформационного процесса в экономике на налоговую систему России по-новому определяет функциональную роль и место прямых налогов как одного из ее базовых фискальных элементов, имеющих безвозвратный характер, заключающийся в частичном отчуждении объекта собственности плательщика в пользу государства. Но в отличие от косвенных налогов, при использовании прямых, восполнение изъятой у плательщика части собственности не компенсируется потребителями товаров и услуг и не ведет к трансформации их экономической природы. В прямых налогах в наибольшей степени соизмеряются две функции - стимулирующая и контрольная, обеспечивающие рациональность налогового механизма, в связи с чем они не способствуют субъективистскому управлению перераспределения собственности.

При разработке стратегии развития прямого налогообложения и алгоритма оптимизации сочетания его с косвенными налогами важно учитывать то обстоятельство, что прямые налоги, непосредственно связанные с производством, значительно меньше влияют на его объемы, последующий процесс распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Налоговое же переложение, характерное для косвенных налогов, относится к налоговым отношениям, представляющим одну из форм взаимодействия субъектов производства и потребления, и реализуется с помощью механизма цен, вызывая их последовательное цепное изменение. Государственная политика усиления развития прямого налогообложения будет способствовать стимулированию роста платежеспособного спроса, сокращению налогового бремени населения, ужесточению контроля над денежной эмиссией.

В модернизации налоговых систем развитых зарубежных стран одна из ведущих ролей отводится налоговым методам регулирования экономического развития, предусматривающим существенные изменения в области прямого налогообложения. Изменение соотношения прямых и косвенных налогов является следствием роста ориентации западных обществ на социальный компромисс. Развитие прямого налогообложения с высокими прогрессивными ставками дало возможность переложить основную тяжесть налогов на наиболее обеспеченные слои населения и использовать аккумулированные государством финансовые ресурсы для реализации социальных программ, государственных заказов, инвестиций.

Системный анализ структурной трансформации практики прямого налогообложения территорий, источников и видов поступления прямых налогов позволил тестировать процесс усиления их влияния на муниципальные бюджеты, которые потеряли значительную часть налоговых доходов (отменены доли поступлений с налога на прибыль организаций и снижена доля НДФЛ). Кроме того, данная ситуация осложнена изменением льготного налогового режима при освоении предприятиями новых мощностей (отменой инвестиционной льготы, замененной льготой по амортизационным отчислениям), что не позволяет им надежно и стабильно формировать финансовые ресурсы для исполнения расходных полномочий. Формирование у большинства субъектов налоговых отношений представлений о противоречивой и экономически неэффективной системе налогообложения не способствует динамичному социально-экономическому развитию регионов. Учет тенденций и закономерностей развития межрегиональной практики налогообложения позволяет констатировать повышение доли прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений.

Региональная налоговая политика Ростовской области характеризуется реализацией в сфере налоговых отношений стабильной тенденции расширения границ прямого налогообложения, составляющего сегодня более 80% налоговых доходов региона, из которых более 40% приходится на долю налога на доходы физических лиц, что не всегда положительно воздействует на социальные процессы территориального развития. Разработанные подходы реформирования системы прямого налогообложения исследуемого региона, основаны на выработке критериев четкой видовой дифференциации налогов, усилении регулирующей роли федеральных прямых налогов, закреплении в них доли муниципальных территорий, восстановлении инвестиционной льготы (налог на прибыль), увязке системы стандартных вычетов с уровнем прожиточного минимума, инфляции, что позволит территориям значительно увеличить доходную часть бюджетов.

Реформирование налоговой системы России вызвано отсутствием единого подхода в разработке концепции эффективного налогообложения, неустойчивостью и противоречивостью существующей системы налогообложения, серьезными проблемами в области фискального федерализма, льгот, контроля, нестабильностью налоговой политики и ее непосредственной зависимостью от субъективных и конъюнктурных факторов, способных вызвать долговременную неоптимальность финансовых параметров государственного бюджета. Сложная структура экономической системы государства, зависимость государственной экономической политики от действенности средств ее реализации на уровне субъектов усугубила присущую еще и дореформенной России межрегиональную дифференциацию, что отразилось на системе налогообложения субъектов Федерации, характеризующейся в настоящее время высоким уровнем неоднородности хозяйственного пространства, необходимости совершенствования налогообложения регионов, при наличии ряда институциональных различий. Основные направления совершенствования налоговой системы государства должны быть основаны на обеспечении социального характера налогообложения (НДФЛ, налог на имущество), упрощении методологических расчетов по отдельным налогам (налог на прибыль), систематизации льгот и преференций, децентрализации ряда федеральных налогов и возвращения им законодательного статуса "регулирующих".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Оценка возможного банкротства предприятия
Следующий пункт в анализе состояния предприятия - оценка платежеспособности. Платежеспособность характеризует возможности предприятия (организации) своевременно расплачиваться по своим обязательствам. Для этого необходимо наличие у предприятия денежных средств для выполнения краткосрочных обязатель ...

Анализ инвестиционных рисков
Анализ рисков данного инвестиционного риска проведем, опираясь на методику, которую предложил Попов В.М Характер инвестиционного проекта как чего-то совершаемого в индивидуальном порядке, по существу, оставляет единственную возможность для оценки значений рисков — использование мнений экспертов. Ка ...

Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета
Расходы консолидированного бюджета по статистическим данным в 2012 году финансировались в сумме 155,2 трлн. руб., это на 22,7% превышает уровень 2011 года. Относительно валового внутреннего продукта расходы бюджета увеличились на 2,7 пункта и составили 29,4% валового внутреннего продукта. Политика ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru