Место и роль финансовой политики в рыночном обществе

Финансовая информация » Место и роль финансовой политики в рыночном обществе

Страница 2

К основным задачам финансовой политики, определяющим ей значение в функционировании государства, относятся:

1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. Определение основных направлений повышения экономического потенциала государства и источников мобилизации финансовых ресурсов для этих направлений.

3. Установление рационального с государственных позиций распределения и использования финансовых ресурсов.

4. Формирование финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов.

5. Создание эффективной системы оперативного управления финансами.

6. Создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Для решения стоящих перед финансовой политикой задач к ней предъявляется ряд требования:

1. Учёт специфики конкретного исторического этапа;

2. Изучение и восприятие предшествующего опыта финансово-хозяйственной деятельности;

3. Научный и комплексный подход при выработке концепции финансовой политики (целей, задач, форм, методов, рычагов, инструментов и т.д.);

4. Ориентация на повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую.

В основе каждого типа этой политики лежали соответствующие экономические теории.

Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению классиков, - достижение полной свободы рыночных отношений, а рынок – основной регулятор, обеспечивающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей плана, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определённых планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Д. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

Общими принципами формирования финансовой политики государства являются следующие:

1. Выработка научно обоснованной концепции финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив её стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.

Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Анализ валютной системы Республики Беларусь
Национальная валютная система Республики Беларусь представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится в процессе становления и ...

Меры по улучшению финансового состояния предприятия
Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных видов деятельности. Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что гораздо лучше могут сделать другие. Менеджер должен прежде всего проявить предприимчивость при подборе команд, он должен окружить себя ...

Инвестиционная привлекательность субъектов бизнеса
Привлечению инвестиций в бизнес способствует соответствующий предпринимательский климат или инвестиционная привлекательность компании, региона, страны. Одной из важнейших составляющих инвестиционной привлекательности компаний является деловая репутация. Специальные организации (агентства) периодиче ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru