Место и роль финансовой политики в рыночном обществе

Финансовая информация » Место и роль финансовой политики в рыночном обществе

Страница 2

К основным задачам финансовой политики, определяющим ей значение в функционировании государства, относятся:

1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. Определение основных направлений повышения экономического потенциала государства и источников мобилизации финансовых ресурсов для этих направлений.

3. Установление рационального с государственных позиций распределения и использования финансовых ресурсов.

4. Формирование финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов.

5. Создание эффективной системы оперативного управления финансами.

6. Создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Для решения стоящих перед финансовой политикой задач к ней предъявляется ряд требования:

1. Учёт специфики конкретного исторического этапа;

2. Изучение и восприятие предшествующего опыта финансово-хозяйственной деятельности;

3. Научный и комплексный подход при выработке концепции финансовой политики (целей, задач, форм, методов, рычагов, инструментов и т.д.);

4. Ориентация на повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

Новейшая история знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово-директивную, регулирующую.

В основе каждого типа этой политики лежали соответствующие экономические теории.

Классическая теория практически отводила государству «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению классиков, - достижение полной свободы рыночных отношений, а рынок – основной регулятор, обеспечивающий во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Государство должно обеспечить функционирование рынка определенными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отношения планомерности, систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей плана, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определённых планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Д. Кейнса и его последователей, исходит из того, что государство должно осуществлять вмешательство в циклическое развитие экономики с помощью определённых финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

Общими принципами формирования финансовой политики государства являются следующие:

1. Выработка научно обоснованной концепции финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив её стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.

Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Механизм реализации финансовой политики развития
Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового м ...

Реализация государственной поддержки малого предпринимательства
Для содействия предпринимательству в Москве, начиная с 1993 г., - образован Департамент развития и поддержки малого предпринимательства, который уделяет особое внимание вопросам развития рыночной инфраструктуры малого бизнеса; - создана Московская лизинговая компания, занимающаяся предоставлением м ...

Точка безубыточности и роль ее анализа в исследовании безубыточности
Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли является неотъемлемой частью инвестиционного проектирования. Этот тип анализа показывает принципиальную выполнимость проекта и одновременно позволяет выяснить основные узкие места проекта в смысле достижения заданного значения прибыли, которая об ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru