Финансовый контроль: формы и методы проведения

Финансовая информация » Финансовый контроль » Финансовый контроль: формы и методы проведения

Страница 1

Финансовый контроль как неотъемлемая составная часть процесса управления финансами обусловлен важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной. Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП сопровождается контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

1) как деятельность специальных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками для обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами, а должен иметь и аналитический аспект.

Исторически финансовый контроль возник как государственный в связи с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. По мере развития финансовых отношений, создания бюджетной и налоговой систем, появлением и развитием финансовых рынков сфера применения финансового контроля постепенно расширялась.

Объектом финансового контроля прежде всего являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сферах, а также во всех звеньях финансовой системы. Следовательно, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Ведь финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономический субъектов.

Финансовый контроль можно разделить (как это и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: контроль государственный и негосударственный.

Государственный финансовый контроль — это комплексная система контрольных действий органов власти и управления, базирующаяся на Конституции и других законах государства. Его назначение — отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта, контролируя все каналы движения денежных потоков, так или иначе связанных с формированием государственных финансовых ресурсов — полнотой и своевременностью их поступления, а также с их целевым использованием.

В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Цель государственного финансового контроля — максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.

Государственные контролеры, прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины, т.е. неукоснительность исполнения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства Центрального банка, органов местного самоуправления и т.д. Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки, главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержен,, государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов: налогообложения, пользования государственными ресурсами.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Особенности расчета налога на имущество организаций, действующие налоговые ставки
Схема расчета и уплаты налога на имущество сравнительно прозрачна. Ее практическое применение, как правило, не вызывает проблем. Однако в преддверии подведения итогов налогового периода (по окончании календарного года) возникает необходимость уточнения правильности исчисления ранее произведенных ав ...

Задачи государственной политики по обновлению содержания образования
Модернизация общества предполагает переход от индустриального общества к обществу информационному, в котором процессы порождения и распространения знания становятся ключевыми. Этот процесс в сильной степени опирается на развитие образовательной системы. Модернизация общества предполагает также стан ...

Развитие налога на прибыль предприятий в России
прибыль налог предприятие Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость является важным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полность ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru