Виды финансового контроля

Финансовая информация » Финансовый контроль в России » Виды финансового контроля

Страница 1

Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от осуществляющих его субъектов, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности.

В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:

· государственный;

· муниципальный;

· внутрихозяйственный (внутрифирменный);

· независимый.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти, в том числе специально созданными органами. Он охватывает такие направления деятельности, как исполнение федерального бюджета, предоставление и использование бюджетных кредитов, государственных запасов и резервов, погашение государственного долга, предоставление налоговых льгот и др. В последнее время возросло значение парламентского контроля — контроля со стороны законодательных (представительных) органов, которым предоставляется право получать необходимую информацию от органов, исполняющих бюджет, и выносить оценку их деятельности, а также создавать собственные контрольные органы. Наиболее мощная система контрольных органов создана исполнительной властью (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.). В систему государственного финансового контроля входит и Центральный банк Российской Федерации, который контролирует всю банковскую деятельность и осуществляет контроль денежного обращения.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальный финансовый контроль обеспечивает исполнение местных бюджетов, муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, выполнение долговых обязательств. Особое внимание при осуществлении муниципального финансового контроля уделяется операциям с бюджетными средствами, их целевому использованию, а также финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий. Для этого в системе органов местного самоуправления создаются специальные финансово-контрольные органы (отделы, палаты, муниципальное казначейство). Полномочия этих органов устанавливаются как федеральными законами, так и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Следует учесть, что государственный и муниципальный контроль объединяют цель, задачи и основные направления, различие состоит в том, что муниципальный контроль охватывает сферу финансовой деятельности только муниципального образования.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный) финансовый контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Основными задачами данного вида контроля являются выявление случаев хищения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрихозяйственный контроль охватывает сферы осуществления всех финансовых операций, ведения учета и отчетности, соблюдения договорных обязательств и др. В этих целях могут быть образованы специальные контрольные подразделения, например ревизионные отделы, внутрипроверочные комиссии, а в некоторых случаях такие органы создаются в обязательном порядке. На практике функции внутреннего контроля возлагаются на руководителя и главного бухгалтера.

Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей.

В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором).

Аудиторский контроль не заменяет государственный и внутрифирменный контроль, поскольку его целью является выражение мнения о достоверности проведенных финансовых операций и соответствии ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

Кроме того, аудиторские фирмы в соответствии с международными аудиторскими стандартами и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" могут оказывать широкий комплекс услуг по консультированию, финансовому анализу, разработке инвестиционных проектов, обучению персонала и др.

По времени проведения финансовый контроль подразделяется:

· на предварительный;

· текущий (оперативный);

· последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и основывается на проверке прогнозируемых показателей, расчетов, финансовых планов. Предварительный контроль носит предупредительный характер, способствует предотвращению неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов. Этот вид контроля позволяет выбрать наиболее эффективные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, выборе инвестиционных программ, дающих наибольший объем доходов.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Эволюция развития налога на имущество физических лиц в РФ
Налог на имущество физических лиц, земельный налоги с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или ...

Оценка финансового положения предприятия
Информационной базой для проведения анализа финансового состояния предприятия служит бухгалтерский баланс ООО «БАЗИС» за 2012 год (приложение А) и отчет о прибылях и убытках ООО «БАЗИС» (приложение Б). Состояние предприятия наглядно продемонстрирует анализ таблицы основных показателей хозяйственной ...

Социальные фонды РК
Республика Казахстан — первая из стран Содружества Независимых Государств, осуществившая реформу пенсионного обеспечения населения. Главным в пенсионной реформе стал постепенный переход от распределительной системы социального обеспечения, основанной на солидарности поколений, к накопительной пенси ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru