Современное состояние и тенденции развития ЖКХ России

Финансовая информация » Диагностика финансового состояния предприятия жилищно-коммунального хозяйства » Современное состояние и тенденции развития ЖКХ России

Страница 1

В жилищно-коммунальный комплекс России входит более 52 тыс. предприятий различных форм собственности.

Особенность ЖКХ России состоит в зависимости его от топливно-энергетических отраслей. Поэтому их эффективность, особенно в современных условиях в России, во многом определяют жизнеспособность ЖКХ.[5]

К 2008 году общий объем жилищного фонда России составил 2,996 млрд. м² (это примерно 20 млн. строений), а средняя обеспеченность граждан жильем — 21,3 м² на человека. В результате масштабы износа сегодня оцениваются на уровне 50-70% жилищного фонда, а объемы ветхого и аварийного жилья достигли 3,1%.[6] По официальным данным, в ветхом и аварийном фонде проживают около 2 млн. человек. Тенденция увеличения доли жилья, непригодного для проживания, уже в ближайшее время может приобрести угрожающие масштабы, когда критическим станет уровень износа зданий, возведенных в первое десятилетие массового строительства В жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) заняты более 4,2 млн. человек, которые в 2006 г. оказали услуг на 415 млрд. рублей, в том числе населению - на сумму 317 млрд. руб. В настоящее время в Российской Федерации функционируют 77 тыс. источников теплоснабжения, в т.ч. 41 тыс. коммунальных. Протяженность тепловых сетей составляет в двухтрубном исчислении 179 тыс. км, в т.ч. коммунальных 94,4 тыс.км.[7] Годовой объем произведенной тепловой энергии составляет 1161 млн. Гкал, из которого 505 млн. Гкал отпускается населению и 163,5 млн. Гкал потребляется коммунальным комплексом.

Ситуация с водными ресурсами в России продолжает оставаться тревожной. Особенно критично обстоит положение в системе питьевого водоснабжения, где более 40% водопроводов с забором воды из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68% потребностей в воде в городах и поселках городского типа и около 65% в сельской местности, не имеют необходимого комплекса водоочистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды.[8]Общая протяженность канализационных сетей в Российской Федерации составляет 176,5 тыс.км. Всего в городах и других поселениях образуется около 15 млрд. куб. м. сточных вод в год, из которых 13,5 млрд. куб. м. пропускается через очистные сооружения. Из этого количества до нормативного уровня очищается только 3,85 млрд. куб. м (29%). Общий кризис экономики, систематическое выделение финансовых средств по остаточному признаку, вызвали резкое ухудшение состояния коммунальных объектов в России.

По оценочным данным, физический износ основных фондов ЖКХ в целом по России составил: котельных - 54,5%, трансформаторных подстанций - 58,1%, центральных тепловых пунктов - 50,1%, коммунальных сетей водопровода - 65,3%, канализации - 62,5%, тепловых - 62,8% и электрических - 58,1%, водопроводных насосных станций - 65,1%, канализационных насосных станций - 57,1%, тепловых насосных станций - 52,3%, очистных сооружений водопровода- 53,9%, очистных сооружений канализации - 56,2%.[9]

На дотирование ЖКХ уходит от 40 до 80% средств местных бюджетов и значительная доля бюджетов субъектов Федерации. Это ведет к тому, что иногда строить жилье городам невыгодно, поскольку каждый введенный в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, в свою очередь, требуя дотаций, что способствует обострению бюджетного кризиса.[10] С введением второй части Налогового кодекса изменились возможности регионов в финансировании ЖКХ. Отменены налоги с оборота (предприятия платили их со своей выручки, независимо от того, получена прибыль или нет), в том числе 1,5% выручки, направлявшиеся на финансирование ЖКХ. Взамен введен дополнительный местный налог на прибыль в размере 5% на финансирование этой сферы.

В планово-распределительной системе, когда плата за энергоресурсы была незначительной, а большинство предприятий существовало безбедно, это никого особенно не тревожило. Сегодня ситуация изменилась. Цены на энергоресурсы у нас приблизились к мировым, а тарифы для предприятий превысили мировые. Положение усугубляется тем, что энергозатраты отечественных предприятий в 3 раза выше зарубежных, соответственно и цены на аналогичную продукцию значительно больше. Поэтому предприятиям, даже выпускающим качественную продукцию, трудно удержаться на рынке. Отказ от перекрестного субсидирования — основа для снижения тарифов для предприятий.[11] Наиболее надежным поставщиком денег (к тому же наличных) в данную сферу продолжает оставаться население, хотя свыше 40% граждан числятся в должниках. Вокруг возможностей и направлений укрепления этого источника многие годы ведутся бурные споры, предлагаются те или иные варианты жилищно-коммунальной реформы.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Количественный анализ основных характеристик внебюджетных фондов
История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальны ...

Основные налоговые теории
Полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII в. все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, замена временных и чрезвычайных налогов на регулярные и всеобщие платежи вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельст ...

Зарубежный опыт банковского налогообложения
Рассмотрим сложившуюся практику налогообложения банков в некоторых странах. Как правило, в странах запада система налогообложения банков связана с общей системой налогов на корпорации. Средние ставки налогов, уплаченных банками, например, в 1986 – 1988 гг. в некоторых странах представлены в таблице ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru