Современное состояние и тенденции развития ЖКХ России

Финансовая информация » Диагностика финансового состояния предприятия жилищно-коммунального хозяйства » Современное состояние и тенденции развития ЖКХ России

Страница 1

В жилищно-коммунальный комплекс России входит более 52 тыс. предприятий различных форм собственности.

Особенность ЖКХ России состоит в зависимости его от топливно-энергетических отраслей. Поэтому их эффективность, особенно в современных условиях в России, во многом определяют жизнеспособность ЖКХ.[5]

К 2008 году общий объем жилищного фонда России составил 2,996 млрд. м² (это примерно 20 млн. строений), а средняя обеспеченность граждан жильем — 21,3 м² на человека. В результате масштабы износа сегодня оцениваются на уровне 50-70% жилищного фонда, а объемы ветхого и аварийного жилья достигли 3,1%.[6] По официальным данным, в ветхом и аварийном фонде проживают около 2 млн. человек. Тенденция увеличения доли жилья, непригодного для проживания, уже в ближайшее время может приобрести угрожающие масштабы, когда критическим станет уровень износа зданий, возведенных в первое десятилетие массового строительства В жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) заняты более 4,2 млн. человек, которые в 2006 г. оказали услуг на 415 млрд. рублей, в том числе населению - на сумму 317 млрд. руб. В настоящее время в Российской Федерации функционируют 77 тыс. источников теплоснабжения, в т.ч. 41 тыс. коммунальных. Протяженность тепловых сетей составляет в двухтрубном исчислении 179 тыс. км, в т.ч. коммунальных 94,4 тыс.км.[7] Годовой объем произведенной тепловой энергии составляет 1161 млн. Гкал, из которого 505 млн. Гкал отпускается населению и 163,5 млн. Гкал потребляется коммунальным комплексом.

Ситуация с водными ресурсами в России продолжает оставаться тревожной. Особенно критично обстоит положение в системе питьевого водоснабжения, где более 40% водопроводов с забором воды из поверхностных водных источников, обеспечивающих 68% потребностей в воде в городах и поселках городского типа и около 65% в сельской местности, не имеют необходимого комплекса водоочистных сооружений и не обеспечивают полноты обеззараживания и очистки воды.[8]Общая протяженность канализационных сетей в Российской Федерации составляет 176,5 тыс.км. Всего в городах и других поселениях образуется около 15 млрд. куб. м. сточных вод в год, из которых 13,5 млрд. куб. м. пропускается через очистные сооружения. Из этого количества до нормативного уровня очищается только 3,85 млрд. куб. м (29%). Общий кризис экономики, систематическое выделение финансовых средств по остаточному признаку, вызвали резкое ухудшение состояния коммунальных объектов в России.

По оценочным данным, физический износ основных фондов ЖКХ в целом по России составил: котельных - 54,5%, трансформаторных подстанций - 58,1%, центральных тепловых пунктов - 50,1%, коммунальных сетей водопровода - 65,3%, канализации - 62,5%, тепловых - 62,8% и электрических - 58,1%, водопроводных насосных станций - 65,1%, канализационных насосных станций - 57,1%, тепловых насосных станций - 52,3%, очистных сооружений водопровода- 53,9%, очистных сооружений канализации - 56,2%.[9]

На дотирование ЖКХ уходит от 40 до 80% средств местных бюджетов и значительная доля бюджетов субъектов Федерации. Это ведет к тому, что иногда строить жилье городам невыгодно, поскольку каждый введенный в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, в свою очередь, требуя дотаций, что способствует обострению бюджетного кризиса.[10] С введением второй части Налогового кодекса изменились возможности регионов в финансировании ЖКХ. Отменены налоги с оборота (предприятия платили их со своей выручки, независимо от того, получена прибыль или нет), в том числе 1,5% выручки, направлявшиеся на финансирование ЖКХ. Взамен введен дополнительный местный налог на прибыль в размере 5% на финансирование этой сферы.

В планово-распределительной системе, когда плата за энергоресурсы была незначительной, а большинство предприятий существовало безбедно, это никого особенно не тревожило. Сегодня ситуация изменилась. Цены на энергоресурсы у нас приблизились к мировым, а тарифы для предприятий превысили мировые. Положение усугубляется тем, что энергозатраты отечественных предприятий в 3 раза выше зарубежных, соответственно и цены на аналогичную продукцию значительно больше. Поэтому предприятиям, даже выпускающим качественную продукцию, трудно удержаться на рынке. Отказ от перекрестного субсидирования — основа для снижения тарифов для предприятий.[11] Наиболее надежным поставщиком денег (к тому же наличных) в данную сферу продолжает оставаться население, хотя свыше 40% граждан числятся в должниках. Вокруг возможностей и направлений укрепления этого источника многие годы ведутся бурные споры, предлагаются те или иные варианты жилищно-коммунальной реформы.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Диагностика финансового состояния как инструмент повышения эффективности функционирования организаций ЖКХ
Диагностика финансового состояния представляет собой метод оценки настоящего и перспективного финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики финансовых показателей. Диагностика финансового состояния и платежеспособности предприятий любой отрасли ...

Этапы оптимизации структуры капитала
Оптимизация структуры капитала является одной из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе управления его формированием при создании предприятия. 1) Анализ величины и состава капитала за ряд периодов, а также анализ тенденций изменения го структуры. 2) Оценка ключевых факторов, определяю ...

Акции
АО «Атамекен-Агро» являясь эмитентом на Казахстанской Фондовой Бирже (KASE), имеет в обращении простые и привилегированные акции, которые включены во «вторую» категорию официального списка Биржи. Начиная с 2009 года по настоящее время, Компания, согласно рейтингам Агентства «ИРБИС», входит в 30 наи ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru