Необходимость и правовые основы государственного кредита

Финансовая информация » Государственные финансы. Фонды обязательного медицинского страхования » Необходимость и правовые основы государственного кредита

Страница 2

Как финансовая категория государственный кредит вы­полняет три функции финансов: распределительную, регу­лирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на прин­ципах срочности, платности и возвратности. Выступая в ка­честве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов — это одна сто­рона государственных кредитных отношений. Другая их сто­рона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, как и размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем цен­ных бумаг — с величиной получаемых им доходов от государ­ственно-кредитных операций. Это означает, что и вторая сто­рона госкредитных отношений имеет перераспределительный характер.

В современных условиях поступления от государствен­ных займов стали вторым после налогов методом финансиро­вания расходов бюджета. Последнее объясняется более быс­трым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет по­ложительное значение. Растяжение источников финансиро­вания во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволяет переложить платежи по основному кредиту и процентов по нему на все последующие поколения, которые будут пользоваться услугами объектов, построенных нынеш­ним поколением.

Таким образом, положительное воздействие распреде­лительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в про­тивном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, на­логи взимаются не только для их уплаты, но и для погаше­ния процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источ­ником финансирования расходов, связанных с обслуживани­ем и погашением государственного долга. Источники финан­сирования этих расходов зависят от направления использова­ния средств. В случае производительного вложения мобили­зованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступле­ний в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расхо­дов, единственным источником их погашения становятся на­логи либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Увеличение налоговых поступлений, вызванное заимство­ваниями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность го­сударственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных усло­виях.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государ­ственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя сред­ства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное со­кращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, препо­давателей и врачей количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно измене­ние структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые Цент­ральным банком РФ, являются важным инструментом регу­лирования ликвидности коммерческих банков в стране. Кре­диты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться ЦБ РФ с апреля 1996 г.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Анализ инвестиционных рисков
Анализ рисков данного инвестиционного риска проведем, опираясь на методику, которую предложил Попов В.М Характер инвестиционного проекта как чего-то совершаемого в индивидуальном порядке, по существу, оставляет единственную возможность для оценки значений рисков — использование мнений экспертов. Ка ...

Инвестиционная привлекательность субъектов бизнеса
Привлечению инвестиций в бизнес способствует соответствующий предпринимательский климат или инвестиционная привлекательность компании, региона, страны. Одной из важнейших составляющих инвестиционной привлекательности компаний является деловая репутация. Специальные организации (агентства) периодиче ...

Валютная биржа как ведущая форма валютного рынка в переходной экономике
Валютные операции могут осуществляться как на биржевом, так и на внебиржевом сегментах валютного рынка, которые являются двумя частями единого целого и выполняют одни и те же важнейшие экономические функции (перераспределение финансовых рисков между субъектами экономики; удовлетворение потребности ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru