Необходимость и правовые основы государственного кредита

Финансовая информация » Государственные финансы. Фонды обязательного медицинского страхования » Необходимость и правовые основы государственного кредита

Страница 2

Как финансовая категория государственный кредит вы­полняет три функции финансов: распределительную, регу­лирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на прин­ципах срочности, платности и возвратности. Выступая в ка­честве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов — это одна сто­рона государственных кредитных отношений. Другая их сто­рона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг, как и размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем цен­ных бумаг — с величиной получаемых им доходов от государ­ственно-кредитных операций. Это означает, что и вторая сто­рона госкредитных отношений имеет перераспределительный характер.

В современных условиях поступления от государствен­ных займов стали вторым после налогов методом финансиро­вания расходов бюджета. Последнее объясняется более быс­трым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет по­ложительное значение. Растяжение источников финансиро­вания во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволяет переложить платежи по основному кредиту и процентов по нему на все последующие поколения, которые будут пользоваться услугами объектов, построенных нынеш­ним поколением.

Таким образом, положительное воздействие распреде­лительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в про­тивном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, на­логи взимаются не только для их уплаты, но и для погаше­ния процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источ­ником финансирования расходов, связанных с обслуживани­ем и погашением государственного долга. Источники финан­сирования этих расходов зависят от направления использова­ния средств. В случае производительного вложения мобили­зованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступле­ний в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансировании за их счет военных или социальных расхо­дов, единственным источником их погашения становятся на­логи либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Увеличение налоговых поступлений, вызванное заимство­ваниями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность го­сударственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных усло­виях.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государ­ственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя сред­ства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное со­кращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, препо­давателей и врачей количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно измене­ние структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые Цент­ральным банком РФ, являются важным инструментом регу­лирования ликвидности коммерческих банков в стране. Кре­диты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться ЦБ РФ с апреля 1996 г.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Нормативное регулирование формирования и использования прибыли
Основным документом, регламентирующим формирование прибыли предприятия является 25 глава Налогового Кодекса РФ. В соответствии с ним прибылью признается[1]: 1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; 2) для иностранных организаций, осуществляю ...

Финансовое планирование
Оборотные средства представляют собой денежные средства, инвестируемые предприятием в текущие активы. Они обеспечивают весь цикл производства и реализации продукции от заготовки сырья, материалов до реализации готовых изделий. По материально-вещественному признаку в состав оборотных средств включаю ...

Структура действующей налоговой системы в РФ
В состав налоговой системы входят: · виды налогов, установленные на территории государства; · субъекты налога (налогоплательщики); · законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения; · органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взима ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru