Реформирование образования и причины государственного недофинансирования

Финансовая информация » Государственное недофинансирование образования в России » Реформирование образования и причины государственного недофинансирования

Страница 1

За годы реформ система образования претерпела существенные изменения. Эти изменения были связаны с демографическими процессами, изменением уровня финансирования образования, изменениями в нормативно-правовой базе образования и процессами адаптации образовательных учреждений к условиям рыночной экономики.

Действие демографических факторов проявилось в тенденции уменьшения числа детей дошкольного и раннего школьного возраста при одновременном росте числа учащихся старших классов и молодежи в возрасте до 25 лет.

С начала девяностых годов число детей в детских дошкольных учреждениях под влиянием демографических факторов уменьшилось вдвое. При этом наполняемость детских дошкольных учреждений снизилась за период с 1985 г. более чем на 30%, что ведет к удорожанию содержания одного ребенка. После 1995 года стало уменьшаться и число детей в общеобразовательных школах начало уменьшаться, в то время как количество учителей не только не уменьшилось, но даже возросло. В результате произошло существенное изменение показателя, принятого в мировой практике для анализа эффективности образовательных учреждений: число учащихся на одного преподавателя. В 2013 году на одного учителя приходилось 13,2 ученика против 18,2 учеников в 1985-1986 учебном году [10].

В связи появлением вариативности образовательных программ многие государственные школы получают статус гимназий и лицеев, число которых за последние 10 лет выросло почти в 10 раз. (1726 учреждений). Начали развиваться и негосударственные учреждения общего образования, однако они составляют не более 1% от числа государственных общеобразовательных учреждений.

За истекшие 10 лет сеть численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования упала на 20%, в то время как численность учащихся средних специальных учебных заведений в 2013 году осталась на уровне 1992 года главным образом за счет негосударственных учреждений (4.5% от общего числа) и коммерческого приема [11].

Бюджетное финансирование образования в реальном выражении резко снизилось до менее чем 40% от уровня 1991 года. Вместе с тем, доля расходов на образование в расходах консолидированного бюджета несколько увеличилась. При этом продолжился перенос части расходов на региональные бюджеты при снижении доли расходов на образование из федерального бюджета. Одновременно возрастала роль соплатежей населения в финансировании общего образования, а также вклад частного финансирования совокупные расходы на среднее и высшее профессиональное образование.

В настоящее время общество направляет в образование более 5% ВВП, треть которых составляют внебюджетные средства. Однако эффективность использования этих средств остается низкой вследствие [15,c.99]:

· теневых потоков;

· неэффективного распределения ресурсов государственного бюджета, ведущего к развитию диспропорций между тенденциями спроса на рынке труда и структурой предложения образовательных услуг;

· низкого качества подготовки специалистов и образовательных услуг.

Новые принципы организационно-экономического функционирования средней и высшей школы, сформулированные в 1992 году в Законе об Образовании, не были полностью реализованы на практике. В наибольшей степени их удалось реализовать в системе высшего образования, опираясь на потенциал влияния и традиции академической независимости вузов, что нашло отражение в Законе о высшем и послевузовском образовании 1995 года. В то же время в системе общего образования, а также в системах начального и среднего профессионального образования возобладали консервативные тенденции. Ответственность и полномочия во все большей степени перекладывались на органы государственного управления образованием, академическая и экономическая автономия образовательных учреждений ограничивалась или не реализовалась. Соответственно, особенности организационно-экономических механизмов, отраженные в Законе об образовании, не нашли отражения в Гражданском, Налоговом, Бюджетном кодексах.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Современные проблемы финансирования и деятельности бюджетных учреждений сферы дошкольного образования
К существующим важнейшим современным проблемам финансирования дошкольных образовательных учреждений относятся: 1. снижение, недостаточность и нестабильность финансирования; 2. неразвитость механизмов привлечения внебюджетных средств. Учреждения постоянно находятся под угрозой сокращения бюджетных а ...

Валютная биржа как ведущая форма валютного рынка в переходной экономике
Валютные операции могут осуществляться как на биржевом, так и на внебиржевом сегментах валютного рынка, которые являются двумя частями единого целого и выполняют одни и те же важнейшие экономические функции (перераспределение финансовых рисков между субъектами экономики; удовлетворение потребности ...

Оценка финансовой устойчивости предприятия
Важнейшей деятельностью финансовой службы ООО «Копилэнд» является финансовое управление текущими операциями. Для управления текущей деятельностью, принятия верных управленческих решений по его планированию на ООО «Копилэнд» специалисты финансового отдела периодически определяют степень устойчивости ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru