Государственный долг Республики Беларусь

Финансовая информация » Проблемы финансирования государственного бюджета » Государственный долг Республики Беларусь

Страница 1

К началу XXI века мировая финансовая система приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран-экспортеров нефти, не имеющих внешней задолженности. Сущность внешнего долга многогранна. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики. Также внешние займы являются не инфляционным источником покрытия бюджетного дефицита.

Однако существуют и отрицательные моменты. Благодаря внешним займам создается так называемый долговой навес - будущие затраты государства, связанные с погашением и обслуживанием внешнего долга. Накопление иностранной задолженности может привести к трудностям с ее обслуживанием, перерастающим в долговые кризисы и дефолты. В ряде случаев внешний долг является инструментом политического влияния на страну-должника и создает угрозу национальной безопасности.

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США ( таблица № 1 ).

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности ( таблица № 2 ).

Таблица № 1

Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,8

9 486,2

Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь.

112,6

201,0

Всего

7 891,4

9 687,2

Таблица № 2

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %

220%

31,8

32,5

отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %

50%

16,5

17,8

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

25%

1,3

2,6

Примечание: источник [21]

Основные параметры государственного долга Беларуси находятся в законодательно установленных пределах экономической безопасности. Государственный долг Беларуси на 1 августа 2011 года составил Br 59,6 трлн., или 29% к ВВП. При этом внешний госдолг Беларуси равен $11,4 млрд. при утвержденном на 2011 год лимите $13 млрд.

Объем внутреннего госдолга за 7 месяцев сформировался в размере Br3 трлн. при утвержденном лимите на 2011 год Br4 трлн.

Долг, гарантированный Республикой Беларусь, на 1 августа 2011 года составил Br11 трлн., или 5,4% к ВВП. Внешний долг, гарантированный Республикой Беларусь, за этот период равен $256,9 млн. при лимите на 2011 год $5 млрд. А внутренний долг, гарантированный Республикой Беларусь, составил Br9,8 трлн. при лимите Br20 трлн.

Кроме того, в этом году государственные обязательства Беларуси будут рассчитываться по международной методике. То есть при расчете внешнего и внутреннего госдолга будут учитываться только прямые долги, те, что правительство заимствовало напрямую, а также предъявленные к исполнению гарантии правительства. По прогнозам Минфина, показатель по соотношению внешнего госдолга к ВВП снизится незначительно (на несколько процентных пунктов), а по внутреннему госдолгу произойдет существенное уменьшение. Специалисты считают, что новая методика расчетов будет более правильной, так как будет отражать реальный, а не потенциальный уровень долговой нагрузки.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Банковский мультипликатор
Благодаря системе частичного резервирования универсальные коммерческие банки могут создавать деньги. Следует иметь в виду, что деньги могут создавать только эти кредитные учреждения (ни небанковские кредитные учреждения, ни специализированные банки создавать деньги не могут. Процесс создания денег ...

Взаимосвязь финансов предприятия с другими дисциплинами
Курс «Финансы предприятия» предусматривает изучение понятий, методов и приемов управления денежными отношениями, а также отработку навыков, важных для успешного практического управления финансовой деятельностью на уровне предприятия. Освоение данного курса невозможно без предварительных знаний цело ...

Целевая направленность денежно кредитной политики
Целевая направленность денежно-кредитной политики зависит от многих составляющих. В частности, на различных этапах развития денежно-кредитной системы государства она может существенно отличаться. Денежно-кредитную политику независимой Украины можно разделить на несколько этапов : - первый этап (199 ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru