Общая характеристика российской налоговой системы

Финансовая информация » Налоговая система России » Общая характеристика российской налоговой системы

Страница 2

В соответствии с этими тремя позициями могут быть выделены и три составляющих налоговых полномочий:

- законодательные полномочия - вводить те или иные налоги, устанавливать налоговые ставки, уточнять налоговую базу и корректировать иные элементы законов о налогах;

- доходные полномочия - формировать доходы бюджета за счет тех или иных налогов. Причем не обязательно в бюджет какого-то уровня будут поступать только те налоги, в отношении которых этот уровень власти имеет установленные законодательные полномочия;

- административные полномочия - администрировать и собирать налоги.

В рамках налоговой системы Российской Федерации административная компонента налоговых полномочий в полном объеме сконцентрирована на федеральном уровне. Именно Министерство по налогам и сборам и его структурные территориальные подразделения осуществляют в основном все административные действия по сбору налогов федеральных, субъектов Федерации и местных. Значительную часть налоговых платежей администрирует Государственный таможенный комитет, который также является институтом федеральной составляющей государственной власти. Поэтому ниже мы будем в основном рассматривать два первых аспекта налоговых полномочий - законодательный и доходный.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) установление общих принципов налогообложения и сборов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Однако детально распределение налоговых полномочий в Основном Законе не изложено и регулируется Налоговым кодексом РФ (первой частью) и Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в части, пока не регулируемом Налоговым кодексом РФ. Такое положение, вероятно, сохранится до введения второй (специальной) части Кодекса в полном объеме.

При распределении налоговых полномочий в отношении каждого из налогов действующей налоговой системы государства необходимо определить, за каким именно уровнем государственной власти целесообразно закрепить тот или иной доходный источник и соответствующий налог. Здесь действуют следующие критерии.

Первый - степень мобильности облагаемой базы. Принято считать, что чем менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне (государственной власти) она может облагаться, так как относительное повышение уровня налогообложения такой базы не может повлечь за собой ее миграцию за пределы данной субнациональной юрисдикции. Этим обстоятельством предопределяется предпочтительность закрепления такого налогового источника, как имущество (или недвижимость) или земля (если таковая рассматривается как самостоятельный объект налогообложения), за субнациональным уровнем - бюджетами субъектов Федерации и далее - за местными бюджетами. Чем более мобильна налоговая база (например, доходы от капитала), тем на более высоком уровне ее необходимо облагать налогами.

Традиционно считается, что достаточно высокой степенью активности и мобильности характеризуются труд и капитал (в денежной форме в первую очередь), а самой низкой - имущество в виде недвижимости и природные ресурсы, которые практически вообще не мобильны. С учетом этого более целесообразно закрепление таких объектов налогообложения, как доходы юридических и физических лиц, за общенациональным уровнем (федеральным), а имущества и природных ресурсов - за субнациональным.

Однако на практике степень мобильности и труда, и капитала может существенно варьироваться по разным категориям - половозрастным, профессиональным и национальным группам населения, отраслевой принадлежности капитала и его форме. Например, очевидно, что капитал в форме основных средств производственного характера существенно менее мобилен, чем собственно финансовый капитал в высоколиквидной форме.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Исполнители аналитической работы на предприятии
Анализом охватываются все стороны деятельности предприятия: техническая, технологическая, организационная, финансовая и т. д. Провести такой анализ в полном объеме одному специалисту или даже отделу заводоуправления практически невозможно. В связи с этим к аналитической работе должны привлекаться в ...

Необходимость и правовые основы государственного кредита
Для обеспечения бесперебойного финансирования много­образных потребностей государство формирует дополнитель­ные финансовые ресурсы путем мобилизации временно сво­бодных денежных средств населения и хозяйственных струк­тур, главным способом получения которых является государ­ственный кредит. Мобилиз ...

Прогноз инфляции в РФ
Значительная инфляция, характерная для современной России, которая даже сегодня, в условиях сокращения спроса, сохраняется на уровне 10%, позволяет ставить вопрос о том, что является причиной сложившейся ситуации. Чтобы определить эти причины, необходимо получить ответы на ряд вопросов: 1) достаточ ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru