Важнейшие недостатки российской системы налогообложения

Финансовая информация » Налоговая система России » Важнейшие недостатки российской системы налогообложения

Страница 1

Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики.

Можно выделить три направления налоговой политики государства:

- политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;

- политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;

- политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения. |3]

В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики при котором государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. [4]

Исторический опыт стран рыночной демократии подтверждает, что даже такой противоречивый процесс, как согласование налоговых интересов разных собственников, можно осуществлять на демократической основе. Но для создания эластичной налоговой системы требуются постепенные и длительные преобразования, и прежде всего институтов собственности и власти.

На Руси и позже в Российской империи податная (налоговая) политика основывалась па принципах экономической теории. Никогда за всю историю налогообложения в нашей стране величина обобществляемых через налоги средств не соизмерялась с экономико-финансовыми возможностями непосредственных производителей. Установление и сбор налогов всегда носили ярко выраженный фискальный характер. [5]

В Российской Федерации сохранены традиции и методология формирования бюджета государства по принципу «главенство директивы центра». Это, естественно, проецируется и на налоговую политику государства. Более того, в настоящее время само понятие «государство» стало отождествляться с понятием «государственно-властный аппарат». Во всех учебниках по основам налогообложения до сих пор утверждается, что налоги в пользу государства должны обеспечивать потребности верховной власти, а социальное содержание налогов крайне ограничено. [6]

К основным порокам отечественной налоговой системы можно отнести следующие:

- нестабильность налоговой политики;

- чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика;

- уклонение от уплаты налогов юридическими лицами, вызванное в том числе отменой инвестиционной льготы;

- чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены). Опыт развитых стран свидетельствует о целесообразности зачисления льгот в налоговые расходы государства и включения их в расчеты эффективности государственного сектора экономики;

- отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики;

- эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку;

- чрезмерный объем начислений на заработную плату;

- единая ставка налога на доходы физических лиц. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен одни из важнейших принципов налогообложения - его справедливость. Кроме того, при установлении предела для стандартных вычетов но налогу на доходы физических лиц этот общий для всех налогоплателыциков элемент обложения «дискриминируется» по сравнению с другими вычетами, для которых лимиты по доходам не установлены. [7]

К числу других пороков проводимой сейчас в России налоговой политики относятся:

- ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полном объеме);

- перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;

- тенденция к расширению доли прямых налогов;

- исключение из налогообложения экономических выгод, извлекаемых не в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных инвалютных доходов и т. д.). [8]

Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. Но при проведении реформы в налоговой сфере ощутимых позитивных сдвигов пока добиться не удалось. Эффективность вновь введенных форм налогов оказалась намного ниже, чем предполагалось:

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Анализ состава и структуры доходов и расходов консолидированного бюджета РФ
Совокупный объем доходов консолидированного бюджета по итогам 2012 года составил 23 088 683 681 941,27тыс.руб., это на 44% или 7 372 765 559 348.17тыс. руб. больше чем в 2010г. За весь исследуемый период наблюдается положительная динамика увеличения доходов консолидированного бюджета. По данным таб ...

Виды инвестиционных проектов и требования к их разработке
Инвестиционный проект – это проект, в котором все мероприятия и связанные с ними действия описываются с позиций инвестирования денежных средств и ресурсов и полученных в связи с этим результатов. Разрабатываемые в разрезе отдельных форм реального инвестирования предприятия инвестиционные проекты кл ...

Порядок установления налогов и сборов
Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить обязанное лицо, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.[23 ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru