Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга

Финансовая информация » Бюджетный дефицит и профицит в контексте проблем государственного долга » Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга

Страница 1

Сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов образует государственный долг

, который принято подразделять на внешний и внутренний.

Внешний государственный долг

– это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам.

Внутренний долг– это долг государства своему населению. Он может быть представлен долговыми обязательствами правительства, выраженными в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Внешний долг– наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с увеличением ее внешнего долга. Утечка товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономике, последствия которых могут быть значительными. Это связано с тем, что погашение внутреннего государственного долга происходит в условиях перераспределения доходов внутри страны.

Государственный долг и бюджетный дефицит тесно связаны. Во-первых, государственный заём – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, установить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без тщательного анализа величины государственного долга. Для оценки же величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Таким образом, государственный долг и его рост серьезно влияют на функционирование национальной экономики, что проявляется обычно в двух последствиях: банкротство нации и опасность переложения налогового бремени на будущие поколения.

Что касается первой проблемы, то она требует от правительства выполнения своих обязательств по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования – взимания новых налогов с целью получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу и основной его суммы; выпуска в обращение новых денег.

По поводу второй «опасности» можно отметить, что специфика внутреннего долга такова, что страна как бы должна сама себе. В большинстве случаев государственный внутренний долг – это только отношение между гражданами страны. Он одновременно является и государственным кредитом. В современной экономической науке сформировались две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий.

Большинство экономистов считают, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают значительное влияние на экономику, т.к. рост дефицита и долга влекут за собой негативные последствия.

1. Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных облигаций сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. владельцы облигаций становятся более состоятельными.

2. Повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы, ограничить предпринимательскую деятельность, а также усилить социальную напряженность в обществе.

3. Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж.

4. Рост внешнего долга, безусловно, снижает международный авторитет страны и особенно, если он оказывается хроническим.

5. Когда правительство берет заём на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по нему, то это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной прибыли, сокращение инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом.

6. С ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

Но, по мнению. А Э. Лутохиной, имеет место и другая точка зрения – точка зрения «рикардианской школы», в соответствии с которой бюджетный дефицит и государственный долг могут и не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций, сокращение производства и т.д.

«Нейтральность» бюджетного дефицита и государственного долга является следствием того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе

может и не повлиять на рост расходов потребителей. Такое утверждение вытекает из теории поведения потребителей, в соответствии с которой потребители при выборе линии поведения учитывают не только текущий интерес, но и интерес будущего, будущий доход.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Российские инвестиции за рубежом
Когда заходит речь о российском экспорте, на память сразу приходят тонны нефти, кубометры газа, металл, древесина и прочие природные ресурсы. За Россией прочно закрепилась репутация «сырьевой» державы. Меж тем, с точки зрения финансовых потоков, наша страна также является экспортером. Данные платеж ...

Внешняя инвестиционная деятельность
Внешнее направление инвестиционной деятельности предприятия предполагает приобретение компаний и покупку ценных бумаг. Инвестиции в ценные бумаги представляют собой помещение капитала в юридически самостоятельные предприятия на длительный срок (минимально более года) либо с целью получения дополнит ...

Сущность, цели и задачи финансовой политики государства
Финансовая политика является составной частью экономической политики и представляет собой совокупность мероприятий по разработке общей концепции основных направлений, целей и главных задач использования финансовых ресурсов. Практически она реализуется через систему разработанных на определенный пер ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru