Банковский сектор как основная составляющая финансового сектора в Республике Беларусь и его проблемы

Финансовая информация » Финансовый сектор и его место в экономике страны » Банковский сектор как основная составляющая финансового сектора в Республике Беларусь и его проблемы

Страница 1

Банки играют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сфере использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения инноваций, расширения и перестройки производств, строительство жилья и др. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки.

В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система. Первый уровень представляет эмиссионный центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь). Второй уровень – коммерческие банки.

Статус, функции, операции Национального банка определены в Банковском кодексе Республики Беларусь от 2006 г. Его основными целями являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, обеспечение эффективного, надёжного и безопасного функционирования платёжной системы. Национальный банк подотчётен Президенту Республики Беларусь, то есть Президентом утверждается Устав Национального банка, вносятся в него изменения и дополнения и т.д. Национальный банк выполняет следующие функции:

· разработка и осуществление денежно-кредитной политики:

· эмиссия денег;

· эмиссия ценных бумаг Национального банка;

· регулирование денежного обращения и кредитных отношений;

· валютное регулирование;

· рефинансирование коммерческих банков;

· организация эффективного, надёжного и безопасного функционирования системы межбанковских расчётов и т.д.

Коммерческие банки занимаются финансовым посредничеством, привлекают денежные средства юридических и физических лиц, размещают их от своего имени и за свой счёт на условиях срочности, возвратности и платности, открывают и ведут банковские счета, осуществляют другие банковские операции.

Для Республики Беларусь общей тенденцией является универсализация банков, что связано с недостаточным развитием банковской системы, отсутствием чёткого разделения функций.

Сегодня в Республике Беларусь действуют 32 банка, из которых 27 – банки с участием иностранного капитала. В 24 банках доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде превышает 50%. В настоящее время в уставных фондах белорусских банков присутствует капитал из России, Украины, Казахстана, Латвии, Австрии, Кипра, Ирана, Швейцарии, Нидерландов, Ливана, Люксембурга, Великобритании, Германии, США и других стран. Вместе с тем ведущую роль в банковском секторе национальной экономики продолжают играть банки, контролируемые государством. Доля государства в уставных фондах банков составляет более 23 трлн. руб., или 84% совокупного уставного фонда банковского сектора [6, С. 8].

Банковский сектор Беларуси характеризуется высокой концентрацией. В Беларуси господствуют шесть коммерческих банков. Этим шести системообразующим банкам принадлежит около 85% всех активов и всего капитала банковской системы. Крупнейшим из них является Беларусбанк, который изначально, еще в советские времена, был создан как отечественный сберегательный банк и на долю которого приходится около 40% активов банковской системы и более 60% депозитов физических лиц.

Одной из проблем, возникшей в результате глобального кризиса, является острая нехватка банковской ликвидности, которую пытались ликвидировать руководство государств путём финансовых вливаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Способы финансирования дефицита государственного бюджета
Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета: • Монетизация бюджетного дефицита; • Внешнее долговое финансирование; • Внутреннее долговое финансирование. В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется знач ...

Управление акционерным обществом
Для эффективного руководства общество подразделяется на органы. Органами общества являются: 1) высший орган – общее собрание акционеров (в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, – данный акционер); 2) орган управления – совет директоров; 3) исполнительный орган – колл ...

Анализ бюджета
Согласно Устава МОУ “СОШ № 6”, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы являются: • бюджетные и внебюджетные средства; • собственные средства Учредителя; • средства, полученные от родителей (законных представителей) обучающихся, за предоставление дополнительных платных образов ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru