Тенденции развития пенсионной системы

Финансовая информация » Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации » Тенденции развития пенсионной системы

Страница 2

Однако начиная с 2012г. основным фактором, оказывающим влияние на снижение темпа роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера, становится не увеличение относительной численности пенсионеров (в 1,72 раза за период с 2010 по 2050г.) и не увеличение относительного объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений в пользу лиц 1967г. рождения и моложе (вдвое за период 2010-2025 гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в условиях роста заработной платы и сохранения регрессионной шкалы базы начисления страховых взносов.

Программа повышения развития уровня благосостояния получателей трудовых пенсий должна предусматривать перерасчет накопленных пенсионных прав (валоризацию), приобретенных к началу пенсионной реформы 2002г. Это затронет всех пенсионеров и еще не вышедших на пенсию застрахованных лиц, имеющих трудовой стаж до 1 января 2002г., но наиболее благоприятно скажется на людях, имеющих так называемый «советский» стаж до 1991г. Средняя прибавка к трудовой пенсии от валоризации превысит 1700 руб., а от плановой индексации страховой части пенсии – 540 руб.

Таким образом, в 2010г. по сравнению с 2009г. средний размер страховой части трудовой пенсии возрастет на 2245 руб. и составит 5018 руб.

Финансирование валоризации и связанных с ее проведением расходов, включая последующие индексации трудовой пенсии, в дальнейшем будет осуществляться из федерального бюджета. В 2010г. расходы на эти цели оцениваются примерно 570 млрд. руб.

Одним из ключевых положений налоговой и пенсионной реформ является финансирование базовой части трудовой пенсии за счет единого социального налога (а с 2005г. – из средств федерального бюджета), что означала ее полный отрыв и независимость от трудового вклада (если не считать ограничение пятилетним минимумом стажа). При этом размер базовой части не зависит ни от заработка (взносов) застрахованного лица, ни от его стажа (для начисления требуется всего 5 лет страхового стажа), что фактически превратило базовую часть трудовой пенсии в социальное пособие, в то время как по своему удельному весу в составе трудовой пенсии она все более вытесняла собственно страховую ее часть.

Для этого предлагается перейти на финансирование базовой части трудовой пенсии из средств страховых взносов и индексировать ее в зависимости от роста среднемесячной начисленной заработной платы (не выше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера).

В результате в 2010г. размер базовой части трудовой пенсии возрастет по сравнению с 2009г. на 480 руб. С учетом ее увеличения суммарный размер трудовой пенсии достигнет 7950 руб. (т.е. общее увеличение составит 2725 руб., или в 1,54 раза) при темпе роста средней заработной платы в 2010г. 1,19 раза, а инфляции – 1,075 раза.

Однако размер страховых взносов в отличие от налоговых отчислений должен определяться исходя из объема накопленных пенсионных обязательств государства, которые рассчитываются актуарными методами. Это позволило обосновать размер тарифа страховых взносов в ПФР в 2010г. – 26%, из которых 16% (вместо 14% в настоящее время) будут учитываться в пенсионных правах и предназначена для выполнения так называемых солидарных обязательств (финансирование базовой части трудовой пенсии, пенсий по инвалидности или потере кормильца и т.п.) [4, С.62].

Одновременно с переходом на страховые методы формирования бюджета ПФР необходимо отказаться от регрессивной шкалы и установить верхнюю границу дохода, на который начисляется страховые взносы. Тем самым ПФР примет на себя обязательство по страхованию суммы утраченного заработка для абсолютного большинства застрахованных лиц (в 2010г. свыше 82% работников будут получать заработную плату на уровне 415 тыс. руб. в год, 34,6 тыс. руб. в месяц, что составляет 1,35 средней заработной платы в стране), а в дальнейшем индексировать по темпу роста средней заработной платы в экономике. Установление предельно уровня начисления взносов позволит не только стимулировать высокодоходные категории работников на их плату, но и ограничит неконтролируемый рост долгосрочных государственных пенсионных обязательств ПФР перед высокооплачиваемыми застрахованными лицами и существенно уменьшит тарифную нагрузку на работодателей.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Налоговая стратегия и ее составляющие
Насущная необходимость подлинной налоговой реформы в нашей стране бесспорна, но важно определить стратегию ее проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование интересов государства и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление раци ...

Эффективность предложенных мер
Эффективность работы налогового органа зависит от правильности работы контрольного блока. Рассмотрев и проанализировав данную работу, можно сделать вывод, что камеральный контроль – слабое место налогового контроля в Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарском ...

Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения
Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов федерального правительства над его доходами в каждый данный год. Бюджетный излишек – сумма превышения доходов федерального правительства над его расходами в каждый данный год [2,с. 68]. Как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru