Правовое регулирование деятельности и контроль над выполнением законов

Финансовая информация » Проблемы функционирования рынка ценных бумаг » Правовое регулирование деятельности и контроль над выполнением законов

Страница 1

Накопленный за годы существования фондового рынка опыт стал основной причиной создания системы регулирования рынка с целью защиты интересов инвесторов. Оценивая состояние системы регулирования рынка ценных бумаг в России, в первую очередь следует отметить отсутствие эффективного регулирования как со стороны государства, саморегулируемых организаций, так и со стороны самих субъектов рынка

Государственное контролирование деятельности российского рынка ценных бумаг осуществляется Банком России, а также Федеральной комиссией по ценным бумагам. Кроме того, свою лепту в дело регулирования работы фондового рынка вносят профессиональные организации, в которые объединяются участники рынка. Так, Национальная фондовая ассоциация объединяет порядка двухсот кредитных организаций – участников рынка, а Национальная ассоциация участников фондового рынка объединяет около восьмиста некредитных организаций - профессиональных участников.

Одной из важнейших функций Национальной фондовой ассоциации (далее – НФА) является поддержка своих участников в условиях кризисной и грядущей посткризисной ситуации на финансовом рынке, после того как члены НФА и их клиенты столкнулись с дефолтами эмитентов облигаций, держателями которых они являются, с массовыми случаями неисполнения контрагентами обязательств и др. В этой связи оказалась крайне актуальной юридическая поддержка членов НФА по различным направлениям профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: в частности, это разъяснения по широкому спектру правовых вопросов, оценка правомерности возможных схем совершения некоторых операций, анализ и оценка целесообразности сделок и операций с точки зрения налогообложения.

Ключевым направлением деятельности НФА за прошедший год стала работа в рамках проекта "Операции РЕПО", который ведет юридическая служба. Напомним: в рамках НФА создан и действует Российский Совет РЕПО (далее – РСР) под руководством С. А. Швецова (Банк России), куда входят авторитетные деятели рынка РЕПО, а также представители госорганов и инфраструктуры. В структуре РСР функционируют несколько профильных комитетов и рабочих групп, которые призваны охватить практически весь спектр проблем, связанных с операциями РЕПО. В частности, Комитетом РСР по урегулированию проведена работа по нормализации кризисной ситуации на фондовом рынке, возникшей осенью 2008 г., которая повлекла массовое неисполнение вторых частей сделок РЕПО. Был создан Комитет кредиторов и приняты серьезные меры для разрешения конфликта с ОАО "Ю-Трейд.Ру". Юридическая служба НФА подготовила и представила Банку России заключение о положении дел в этой компании и возможной схеме дальнейших действий, разработав Генеральное соглашение СРО НФА "Об условиях урегулирования взаимных требований при неисполнении обязательств по сделкам РЕПО, заключенным в ЗАО “Фондовая биржа ММВБ”".

Для повышения роли государства на фондовом рынке необходимо следующее:

создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;

перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов;

реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Функции денег в рамках экономики
Сущность денег проявляется в их функциях, которые отражают возможности и особенности их использования, а также в роли денег, состоящей в достижении с их помощью определенных результатов. Деньги выступают в качестве: – меры стоимости; – средства обращения; – средства платежа; – средства накопления; ...

Инфляция: причины, виды и методы измерения
Современная инфляция связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен. Первопричина инфляции - диспропорции между различными сферами хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потр ...

Структура и функции рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг представляет собой важнейший сегмент финансового рынка. Если последний рассматривать как механизм перераспределения денежных средств между субъектами экономических отношений, то рынок ценных бумаг охватывает те отношения, в рамках которых накопления и сбережения с помощью ценных ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru