Экономическая сущность налога на имущество организации, плательщики и объект налога на имущество организации

Финансовая информация » Налог на имущество организации: сущность, действующая практика исчисления и уплаты, тенденции развития » Экономическая сущность налога на имущество организации, плательщики и объект налога на имущество организации

Страница 1

С 1 января 2004 г. утратил силу Закон РФ №2030–1 «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.1991 г. С этого момента на территории Российской Федерации взимается «новый» налог на имущество в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Прежде всего, налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это означает, что с 1 января 2004 г. этот налог взимается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации лишь в том случае, если до 30 ноября 2003 г. региональные законодатели приняли соответствующий закон и этот закон был опубликован в установленном порядке.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налогоплательщиками признаются все российские организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (включая бюджетные учреждения и организации).

Необходимо обратить внимание на особенности применения главы 30 НК РФ организациями, перешедшими на специальные налоговые режимы, предусмотренные главой 26 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 346.1 НК РФ уплата организациями единого сельскохозяйственного налога предусматривает замену для них совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате, в том числе налога на имущество организаций.

Замена уплаты налога на имущество организаций (среди прочих) уплатой единого налога для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, закреплена в пункте 2 статьи 346.11 НК РФ.

Таким образом, нормы главы 30 НК РФ не распространяются на организации, применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные главами 26.1 и 26.2 НК РФ.

Что касается системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то в соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ его уплата предусматривает замену среди прочих и налога на имущество организаций, но только в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении специального налогового режима, предусмотренного главой 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции» части второй НК РФ.

Налог будут уплачивать также все иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Раньше налогоплательщиками признавались только те иностранные компании, фирмы, любые другие иностранные организации (включая полные товарищества), которые имели имущество на территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также не осуществляющих такой деятельности, но имеющих здесь имущество на праве собственности, главой 30 НК РФ предусмотрены особенности исчисления и уплаты налога (в рамках настоящего комментария не рассматриваются).

Плательщиками налога на имущество организаций, так же как и налога на имущество предприятий, признаются российские и иностранные организации. Налог должны уплачивать все организации независимо от формы собственности и ведомственной подчинённости (исключение составляют организации применяющие специальные налоговые режимы).

С 2004 г. налог на имущество не должны уплачивать те иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства на территории Российской Федерации. Исключением являются организации, имеющие в собственности объекты недвижимого имущества на территории РФ. Поводом для такого нововведения, по всей видимости, стал слабый налоговый контроль за иностранными организациями, не имеющие постоянных представительств[1].

Ранее налог на имущество должны были уплачивать все без исключения иностранные организации, имеющие имущество на территории Российской Федерации[2].

В отличие от общего порядка, налоговая база по объектам недвижимого имущества, не относящихся к постоянным представительствам иностранных организаций, определяется исходя из инвентаризационной стоимости таких объектов недвижимости в БТИ. Следует учесть тот факт, что инвентаризационная стоимость, время от времени, индексируется по решению местных властей. Следовательно, иностранным организациям, целесообразно уточнять инвентаризационную стоимость в БТИ или отслеживать соответствующие нормативные акты об индексации инвентаризационной стоимости.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Страховые взносы во внебюджетные фонды 2012-2013
Федеральный закон от 03.12.2011 №379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" Для большинства страхователей общий тариф взносов во внебюджетные фонды снижен с 34 ...

Понятие и сущность заемного капитала предприятия
Заемные средства представляют собой правовые и хозяйственные обязательства предприятия перед третьими лицами. Величина заемных средств характеризует возможные будущие изъятия средств предприятия, связанные с ранее принятыми обязательствами. К основным видам обязательств предприятия относятся: - дол ...

Анализ вида деятельности контрагента
Следующий этап экспертизы договора - анализ вида деятельности контрагента. Этот вид анализа необходим, прежде всего, при заключении договоров по видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании лицензии или других аналогичных разрешений. Данный анализ и сводится к проверке нал ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru