Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации

Финансовая информация » Налоговая система Российской Федерации » Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации

Страница 2

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3)[10]:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы[11]. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут

быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора[12].

В мировой практике налогообложения и построения используются также следующие принципы и правила:

· презумпции невиновности;

· правило совершившегося факта;

· принцип обложения реально полученного дохода;

· принцип достаточной информированности налогоплательщика;

· принцип стабильности налогового законодательства;

· принцип создания максимальных удобств для налогоплательщиков;

· принцип доступности и открытости информации по налогообложению[13];

· запрет на введение налога без закона;

· запрет двойного взимания налога;

· запрет налогообложения факторов производства;

· запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции:

1. Фискальная функция

Проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

2. Регулирующая.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости.

3. Стимулирующая.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест. Эта функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

4. Распределительная.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер[14].

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Понятие «финансовая политика предприятия», ее значение в развитии предприятия
Финансовая политика представляется актуальной, сложной и достаточно противоречивой проблемой современных коммерческих организаций. В последние годы проявились заметные тенденции стабилизации российской экономики, даже несмотря на экономический кризис: замедление темпов инфляции, отсутствие резких к ...

Анализ динамики состава и структуры расходов консолидированного бюджета
Расходы консолидированного бюджета по статистическим данным в 2012 году финансировались в сумме 155,2 трлн. руб., это на 22,7% превышает уровень 2011 года. Относительно валового внутреннего продукта расходы бюджета увеличились на 2,7 пункта и составили 29,4% валового внутреннего продукта. Политика ...

Значение проблемы развития муниципальной экономики
Одним из условий осуществления реформ в Российской Федерации является разработка эффективной системы отношений между хозяйствующими субъектами и бюджетом с одной стороны и бюджетных отношений между всеми уровнями бюджетной системы с другой. Одним из таких уровней является муниципальный уровень, дру ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru