Сущность и состав косвенных налогов в налоговой системе государства

Финансовая информация » Налоговая система государства » Сущность и состав косвенных налогов в налоговой системе государства

Страница 1

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); таможенные пошлины. Они частично или полностью включаются в цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально - его покупатель.

Косвенные налоги имеют сложную экономическую природу. Сложность определения однозначных критериев для выделения прямых и косвенных налогов не препятствует существованию четко определенного перечня косвенных налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

НДС охватывает все стадии производства и продажи продукции, включая розничную торговлю. Сборщиком НДС является каждый продавец на протяжении всей цепи движения товара до момента акта продажи конечному потребителю. Из выручки продавец вычитает НДС, который был уплачен при покупке исходных товаров. Разница между этими налогами уплачивается государству смысл компенсации (зачета) НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии производства облагать данным налогом только вновь создаваемую (добавленную) стоимость.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретенных сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

С 1 января 2001г. порядок исчисления и уплаты НДС регулируется положениями гл. 21 второй части Налогового кодекса.

Основная функция НДС - фискальная, начиная с 2001г. налог в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет и составляет почти 40% доходов федерального бюджета и более 20% всех доходов консолидированного бюджета РФ. Таким образом, НДС в настоящее время является основным бюджетообразующим налогом и для федерального, и для консолидированного бюджетов РФ.

Налогоплательщиками НДС признаются:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах:

а) 0% - экспортные товары,

б) 10% - по продовольственным товарам, товарам для детей, периодических печатных изданий, лекарственных средств и изделий медицинского назначения согласно перечня, содержащегося в гл. 21 НК.

в) 18% - по остальным товарам (работам, услугам),

г) расчетные ставки.

Налоговый период по НДС, в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, устанавливается как квартал.

Налоговые агенты производят уплату НДС по месту своего нахождения.

Порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ устанавливается таможенным законодательством.

Можно сказать, что налог на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему Российской Федерации. Он имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Да это вряд ли было возможно, так как решить их может только масштабный комплекс мер. Но в целом он имеет позитивное значение и будет функционировать в России в обозримом будущем. Не став первым среди доходных источников бюджета, он уверенно занимает там второе место, причем со значительным отрывом от третьего.

Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателем. Как и все косвенные налоги, акцизы переложимы, т.е. реальным плательщиком их является конечный потребитель подакцизной продукции.

Акцизы возникают только в сфере производства. Исключение составляют акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ. Плательщиками акцизов в данном случае выступают организации, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей перепродажи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Мировой опыт создания внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Односторонняя связь появляется и в том случае, когда внебюджетный фонд перечисляет часть своих их ресурсов другим финансовым звеньям. Дорожный фонда США, созданный за счет специальных нал ...

Таможенная политика
Таможенная политика есть по сути своей продолжение налоговой политики в области регулирования внешнеэкономической деятельности. Она представляет собой государственную финансовую политику, включающую разработку законодательства об импорте, экспорте и транзите товаров через страну и систему контроля ...

Взаимосвязь платежного, денежно-платежного оборота и денежного обращения
Важно наряду с понятием денежного оборота рассмотреть ряд тесно связанных с ним понятий, которые позволили бы дать развернутую характеристику движения денег и иных платежных средств в экономике. К таким понятиям относятся следующие: «платежный оборот», «денежно-платежный оборот», «денежное обращени ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grsailors.ru